Доля импортных катализаторов в сегменте нефтепереработки сократилась на 23,5 процентных пункта по итогам 2016 г. Аналогичный показатель в нефтехимии снизился на 10,8 процентных пункта. Такие данные озвучил глава Минэнерго Александр Новак на заседании общественного совета.
“В рамках реализации плана по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности РФ, по которому Минэнерго России выступает головным исполнителем, в 2016 г. доля импортных катализаторов нефтепереработки снизилась с 62,5% до 39%, нефтехимии – с 38,3% до 27,5%”, – заявил А. Новак.
В апреле 2016 г., подводя итоги, министр сообщил, что доля российских катализаторов для нефтепереработки выросла с 31,76% в 2014 г. до 37,5% в 2015 г. В нефтехимии показатели были чуть ниже – 35,7% против 34,2%. Общий объем потребления катализаторов для нефтеперерабатывающих и нефтехимических процессов ведомство оценило в 46,9 тыс. т. “В 2015 г. были разработаны и включены в долгосрочные программы развития всех госкомпаний ТЭКа корпоративные планы импортозамещения. Анализ их реализации показал, что доля закупок отечественной продукции составляет свыше 75%. При этом реализация корпоративных планов импортозамещения в 2015 г. осуществлялась без привлечения средств бюджета”, – говорил тогда А. Новак. В отчете министерства энергетики за 2015 г. отмечалось, что в области замещения импортных катализаторов были получены ощутимые результаты. В течение года были увеличены мощности ПАО НПП “Нефтехим” (Рязань) по выпуску катализаторов изомеризации до 300 тыс. т – “до уровня полного обеспечения потребности российского рынка”. Также были расширены мощности ООО “Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов” (Башкортостан, Ишимбай) по производству катализаторов каталитического крекинга на 12 тыс. т.
В 2016 г. продолжилось строительство катализаторной фабрики в Омске. В декабре ОНПЗ ввел пилотную установку каталитического крекинга. В планах предприятия – пустить аналогичную установку для испытания катализаторов для гидропроцессов. Ряд проектов в области импортозамещения катализаторов реализует “Роснефть” в Ангарске.
В сегменте нефтехимии, в частности, “Нижнекамскнефтехим” реализует проект по увеличению мощности производства катализаторов дегидрирования изобутана (КДИ-М). После строительства новой установки производительность по КДИ-М вырастет с 2 до 3 тыс. т/год.
В целом план импортозамещения в нефтепереработке и нефтехимии, разработанный Минэнерго, предполагает замещение к 2020 г. большей части катализаторов. Катализаторы гидроочистки, импорт которых в настоящее время достигает 97%, планируется заместить на 55% к указанному сроку. Аналогичный показатель импортозамещения ожидается по группе катализаторов гидрокрекинга. Потребность в зарубежных катализаторах каткрекинга и каталитического риформинга, которая министерством оценивалась в 2015 г. в 65 и 60% соответственно, предполагается свести к 25%.
В сегменте нефтехимии к замещению предложены 6 типов катализаторов. В планах Минэнерго, в частности, фигурирует вытеснение импорта катализаторов газофазного и жидкофазного окисления (для производства окиси этилена и терефталевой кислоты) с текущих 100% до 45%. Также долю российского производства с 0% до 55% предполагается довести в сегменте катализаторов полимеризации этилена, пропилена и стирола. (rupec.ru/Химия Украины и мира)