В ближайшие два года на российском рынке сформируется профицит автомобильного бензина. В связи с вводом дополнительных перерабатывающих мощностей и низким внутренним спросом “лишними” окажутся более 10 млн. т моторного топлива, или около 20-25%. При этом с 2014 г. потребление бензина и дизеля падает в среднем на процент в год, то есть внутренний спрос не сможет абсорбировать излишек.
В итоге российские компании могут направить экспортные потоки в страны Ближнего Востока и Африки. Такой вывод сделали аналитики компании VYGON Consulting, занимающейся консалтингом в сфере ТЭК, во второй части ежегодного доклада, посвященного нефтепереработке и сбыту в России. По их оценкам, на горизонте нескольких лет угрозы дефицита бензина внутри страны нет, но сама по себе вероятность профицита вряд ли позволит снизить розничные цены в абсолютном выражении, так как рентабельность розничного звена находится на минимуме – примерно 3%. Это сопоставимо с маржинальностью АЗС в США, где высококонкурентный рынок, подчеркнул управляющий директор компании Григорий Выгон. По его словам, падение цен в рознице возможно только в случае снижения мировых цен на нефть и вслед за ними – оптовых на нефтепродукты.
Рост цен на АЗС и сокращение доходов населения негативно влияют на потребление бензина в России, говорится в докладе. Спрос остается в сегменте бюджетного личного транспорта с низким расходом топлива, но уже сформировавшийся парк автомобилей используют более интенсивно. Спрос на дизель снизился по итогам 2016 г. на 1%, но показатель мог быть более существенным. Глубокое падение нивелировало наличие на внутреннем рынке суррогата, который в рознице продают с дисконтом.
Падение спроса и ввод новых мощностей постепенно привели к тому, что импорт сократился с 1,7 млн. т автобензина в 2014 г. до символических 200 тыс. т в 2016 г. Такой же объем сохранится в текущем году, а в следующем он сократится еще вдвое – до 100 тыс. т. Потребности в белорусских поставках точно не будет, считает Григорий Выгон. При реализации потенциала выпуска автобензина экспорт может достигнуть 11,3 млн. т в 2018 г. по сравнению с 2,5 млн. т в 2016 г., но из них до 3,8 млн. т эксперты пока считают неопределенным продуктом нефтепереработки. То есть им может оказаться не автобензин, а, например, нафта.
Куда денется излишек автобензина? Европа является нетто-экспортером бензина, напомнила старший консультант Дарья Козлова, поэтому наиболее привлекательны для экспорта рынок Ирана, где наблюдается дефицит топлива, и Африка. В последнее время этот регион считают ключевым с точки зрения роста, и российские компании могли бы начать строить там терминалы или рассматривать покупку розничных сетей для сбыта продукции. Если же структура излишка окажется иной, то выбор, скорее всего, падет на продукт, сбыть который легче, добавил Григорий Выгон.
Что будет с ценами на АЗС. В базовом сценарии ($53/баррель Urals) в 2017 г. средняя розничная цена литра Аи-92 составит 37,2 руб., то есть рост по отношению к 2016 г. составит 8,5%. Это вдвое больше, чем прогнозирует по итогам года правительство. “С учетом ожидаемого увеличения оптовых цен на автобензин даже такого роста розничных цен, превышающего ожидаемый уровень инфляции, будет недостаточно, чтобы сохранить текущий уровень рентабельности АЗС”, – говорится в докладе. 11,3 млн. т бензина может составить экспорт бензина в 2018 г., что в 4,5 раза больше, чем в 2016 г.
В сценарии, предполагающем низкие цены на нефть ($46/баррель Urals), оптовая цена равнодоходности с экспортом будет ниже, что надавит на розницу и приведет к меньшему росту цен на АЗС – на 7,3% (36,8 руб./л). Это повысит и доходы розницы. Среди причин столь высокого роста аналитики называют в том числе повышение акцизов, которое не было полностью переложено на потребителя по итогам 2016 г., но дошло до розницы сейчас.
Динамика спроса на моторное топливо (дизель/бензин) в России, млн. т: 2014 г. – 40,1/35,9; 2015 г. – 39,8/35,4; 2016 г. – 39,4/35,2; 2017 г. – 39,0/35,0; 2018 г. – 38,6/34,6. (rg.ru/Химия Украины и мира)