Стоимость топлива постоянно росла до середины июля. Сначала такая динамика была связана со снижением запасов и объема поставок на фоне планового ремонта основных российских НПЗ. Но затем поддерживать высокую цену на нефтепродукты стали производители, считают на рынке. Проверить законность роста стоимости топлива уже пообещали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), а эксперты считают, что нужно увеличивать объемы биржевой торговли, чтобы таких ситуаций не возникало.
Биржевые цены на нефтепродукты к середине июля продемонстрировали снижение по всем видам товара впервые за последний месяц. Это случилось после заявления ФАС о возможных мерах в отношении вертикально интегрированных нефтяных компаний. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), на 10 июля в сравнении с 7 июля цены на топливо по индексу “Москва” снизились: 92-й и 95-й бензины подешевели на 0,03%, дизтопливо – на 0,07%. В то же время авиакеросин подорожал на 0,13%. По национальному индексу СПбМТСБ, который отражает средневзвешенные цены нефтепродуктов на всех крупных НПЗ, снижение цен составило: на АИ-92-й – 0,22%, АИ-95 – 0,46%, дизтопливо – 0,41, цена на авиакеросин выросла на 0,12%. Но небольшое снижение ненамного облегчило положение потребителей, так как незадолго до этого, в первых числах июля, цены на бензины на оптовом рынке достигли пиков сезонного спроса и, по прогнозам экспертов, будут держаться на таком уровне до конца лета с минимальными колебаниями.
В рознице, по данным Росстата, к началу июля средняя стоимость бензина на российских АЗС стабилизировалась на уровне 38,07 руб./л. Цена Аи-92 осталась на уровне 36,98 руб./л, стоимость марки Аи-95 и выше увеличилась на 1 коп. до 40,02 руб./л. Дизтопливо в среднем по России также подорожало на 1 коп. до 38,01 руб./л. При этом, по данным Московской топливной ассоциации, в Москве средние цены на дизельное топливо в конце июня снизились впервые за восемь месяцев – на 3 коп. до 38,31 руб./л. Перед этим дизельное топливо дешевело в Московском регионе в середине октября 2016 г. и всего на копейку. Но, прогнозируют эксперты, это может быть затишье перед бурей – угроза повышения цен никуда не миновала.
Цены с потолка. Основным фактором влияния на стоимость топлива традиционно является объем предложения на рынке. Снижение поставок в апреле-мае из-за весенних плановых ремонтов на НПЗ подстегнуло рост цен. В мае топливо в рознице подорожало на 0,7%, к концу мая бензин на АЗС в среднем по РФ стоил 37,6 руб./л. К концу мая производители продолжали снижать выпуск (за пять месяцев он сократился на 5,1% до 15,5 млн. т), а падение запасов автобензина продолжалось уже 7 недель. Это поддерживало стоимость топлива до июня. Но и в июне, как следует из данных Thomson Reuters Kortes, цены на бензин продолжили расти. К 23 июня стоимость АИ-95 в среднем по России выросла до 39,84 руб./л, что на 0,55% выше, чем в конце мая. Такое происходит ежегодно, но в последние годы российские нефтекомпании провели модернизацию НПЗ, это должно было гарантировать, что при полной загрузке мощностей рынок станет профицитным по бензину. Однако пока этого не происходит.
И вряд ли стоит ждать снижения цен, полагают трейдеры: нефтекомпании смогут поддерживать текущий уровень, уравновешивая поставки с потребительским спросом. В то же время сейчас уже нет поводов для роста цен на оптовые партии бензинов на внутреннем рынке, так как масштабные ремонты на НПЗ завершились, а продажа товара на внутреннем рынке выгоднее его экспорта.
По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, к концу июня выпуск нефтепродуктов российскими компаниями повысился с 500 тыс. т в неделю во время ремонтов почти до 750 тыс. т автобензина. Одновременно запасы бензина на НПЗ и нефтебазах выросли за две недели, начиная с 5 июня, на 7,5% до 1,72 млн. т. Несмотря на это, произошла лишь небольшая коррекция цен на оптовом рынке в середине июня (в пределах 1%), рассчитывать на снижение цены в рознице не стоит. Напротив, полагают на рынке, стоимости топлива на АЗС еще есть куда расти. Обычно, напоминают эксперты, лаг между ростом оптовых и розничных цен – около месяца. Но уже в июне, поясняет гендиректор “Аналитики товарных рынков” Михаил Турукалов, российские потребители оказались не готовы к тем ценам, по которым нефтяные компании предлагают нефтепродукты. К тому же, напоминает он, почти весь июнь в центральной части России был холодным, так что на рынке не было характерного для лета спроса на бензин.
Дороже России. Но если почти во всей России динамика цен объяснялась сезонными и рыночными факторами, то в Крыму стоимость топлива росла, не подчиняясь общим правилам. Активное повышение цен и существенное их отличие от стоимости нефтепродуктов в соседних регионах привлекло внимание как местных властей, так и федерального регулятора. По мнению ФАС, цены на бензин в Крыму должны быть близки к московским. Глава службы Игорь Артемьев в начале июля отмечал, что “им надо снижать не на рубль, конечно, значительно больше, потому что они улетели вперед. И пока они не доведут цены до экономически обоснованных, мы будем их долбать, причем безумными совершенно штрафами”. “Если нужно, будем разорять их собственников, которые ведут себя неприлично, чтобы другие собственники приходили, покупая этот бизнес, вели свою приличную политику, чтобы люди были довольны и бизнес крымский не страдал от высоких цен на нефтепродукты”, – заявлял он.
По данным Росстата, бензин АИ-95 в Симферополе в середине июня стоил 45,11 руб./л, в Севастополе – 42,34 руб., за май они в среднем прибавили 60 коп. Стоимость бензина в Крыму примерно на 2,5 руб./л дороже, чем на Дальнем Востоке. В среднем с начала года цены на бензин в Крыму выросли на 1,5 руб./л. В регионе это объясняют дороговизной перевозок топлива. Согласно позиции минтопэнерго Крыма, из-за дополнительных расходов экономически обоснованной является цена литра бензина на полуострове на 3 руб. выше, чем в соседнем Краснодарском крае. Стоимость топлива вырастает после его прохождения через Керченскую паромную переправу, кроме того, трейдеры терпят убытки из-за сбоев в работе паромов. Обоснованной участники рынка считают цену бензина на 2-2,5 руб. выше, чем на Кубани.
Все на биржу. В регионах России бороться с ростом цен эксперты предлагают путем повышения объемов продажи нефтепродуктов через биржу. В частности, они предлагают продавать на СПбМТСБ больше половины нефтепродуктов, направляемых на внутренний рынок России. Агентство “Аналитика товарных рынков” и производственно-коммерческое предприятие «Мобойл» предложили ФАС и Минэнерго выпустить соответствующий приказ. По текущим нормам компании, занимающие доминирующее положение на рынке, должны продавать на бирже 10% производимого бензина, 5% дизтоплива, 10% авиакеросина и 2% производимого мазута. Повышение нормативов, по мнению экспертов, позволит насытить рынок товаром в необходимых объемах и лишит производителей возможности многократно менять объемы продаж. Также это заставит нефтекомпании учитывать потребности третьих лиц при планировании производства и распределения нефтепродуктов, поскольку если товара на бирже окажется недостаточно, то без топлива останутся их собственные сбытовые подразделения. Но ведомства эту идею пока не поддержали.
Впрочем, в Европе собираются еще более радикально решать вопрос обеспечения нефтепродуктами – полностью отказаться от них. Как заявил в начале июля министр по энергетическому переходу Франции Никола Юло, к 2040 г. в стране перестанут продавать автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. По словам министра, многие французские автомобилестроители уже сейчас отказываются от таких двигателей в пользу электрических. Недавно шведская автомобилестроительная компания Volvo Cars заявила, что с 2019 г. все новые автомобили компании будут оснащаться электрическим двигателем. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)