Спасительная соломинка украинских автомобилистов – сжиженный углеводородный газ (СУГ) – подорожал в полтора раза. Местами даже до 17 грн./л. Такая цена заслонила собой экономию – главный стимул перехода на это альтернативное моторное топливо.
Если верить депутатам и чиновникам, то все подорожания в Украине происходят по вине “сговора монополистов”. Эта универсальная версия очень удобна: понятна людям, позволяет переложить вину на других, отпозиционировать себя борцом за народные интересы или, попросту говоря, отпиариться. Цифры и факты не в чести, но только они могут дать реальную картину происходящего. Давайте посмотрим, как устроен рынок автогаза и попробуем разобраться в причинах ценового скачка.
Снабжение. Объем рынка пропан-бутана – 1,5 млн. т. За последние три года он вырос в полтора раз и стал одним из крупнейших в мире. Снабжают Украину три ключевые источника: украинские НПЗ, Россия, Беларусь. Есть и другие направления – Казахстан, Польша, Литва, Румыния, морские поставки. Их доля пока невелика, но именно эти “другие” имеют основной потенциал роста для покрытия растущих аппетитов Украины. Несложно заметить, что доминирующего поставщика на сегодня нет.
Крупные экспортеры газа из России и Беларуси – Proton Energy Group и «Беларуснефть» соответственно – основные объемы продают по долгосрочным договорам с формульной привязкой к международным котировкам. И эти котировки выросли в августе почти на $90/т и автоматически нашли отражение в отпускных ценах для украинских компаний.
Опт и розница. В первом полугодии 2017 г. СУГ импортировали 93 компании (в 2016 г. – 72, в 2015 г. – 88), сколько перекупщиков работает на внутреннем рынке – не знает никто. Но в любом случае понятно, что говорить о какой-то монополии здесь сложно.
Розница – самый густонаселенный сегмент. Крупнейший игрок – группа «Приват» – контролирует 421 газовую заправку, или 10% рынка. Гиганты “бензинового” рынка ОККО и WOG имеют вдвое меньше объектов. А 65% рынка принадлежат армии малых сетей и одиночных станций. На рынке шутят: “есть $20 тыс. – открывай газовую заправку”.
Немалая часть станций – нелегалы, работающие без разрешений на размещение своих объектов и кассовых аппаратов. В одном Киеве до “майской” зачистки было 350 нелегальные станций. Может ли в таких условиях быть сговор?
Количество АГЗС по крупнейшим операторам, %: “Приват” – 10; “БРСМ-Нафта” – 4; ОККО – 5%; WOG – 6; КЛО – 1; “Авантаж” – 2; АИМ – 3; Amic – 2; Shell – 1; “Надежда” – 1; прочие – 65.
Почему же подорожал газ? Основная причина – нехватка газа у внутренних и зарубежных производителей. Из-за проблем с лицензиями на добычу резко снизила выпуск «Укрнафта», а контролирующая ее и «Укртатнафту» группа «Приват» была вынуждена закупить… российский газ.
В России и Беларуси, а также в Казахстане на ремонты остановилось несколько заводов. И все это в разгар сезона. По нашим оценкам, дефицит в августе составляет 20% рынка, или до 30 тыс. т.
Дефицит подогрел цены везде, а не только в Украине. Но в Украине оптовые цены выросли намного мощнее, чем в Восточной Европе. Почему? Проблема в отсутствии запасов. Имеющихся хранилищ хватит лишь на неделю потребления, остальное – на колесах. Но даже до этих хранилищ газ идет непозволительно долго – у «Укрзализныци» нет локомотивов. А там, где они есть, – их нечем заправлять… По словам трейдера, с киевской Дарницы до Василькова его газ ехал трое суток (это около 50 км). И даже это можно считать удачей – вагонов для перевозки сжиженного газа тоже не хватает… Этот фактор, в частности, сильно ограничил поставки газа с моря, хотя именно они могли бы оперативно погасить ресурсный пожар на рынке.
Как видим, беда не приходит одна. И летний кризис обусловил ряд неблагоприятных и порой неожиданных факторов.
Прогноз. “Газовые” цены зависят от наполнения рынка и внешних котировок. К сожалению, в сентябре как и в августе, которые вместе с являются пиковыми месяцами по потреблению, эти два фактора будут удерживать цены высокими. Дефицит поставок ощущается по-прежнему и, скорее всего, насыщение рынка произойдет лишь к началу октября, когда сезон активного потребления пойдет на спад.
Нет хороших новостей и по ценам: их котировки как в Восточной Европе, так и на море продолжают расти. В любом случае, трейдеры будут пытаться держать минимально возможные цены, поскольку залог успеха сжиженного газа – низкая цена. (Директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн, enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)