Производители технической соли, необходимой для котельных и стройматериалов, не могут организовать вывоз своей продукции. За поддержкой “Руссоль” обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу и в ФАС. Железнодорожные операторы признают сезонный дефицит парка и не ждут улучшения ситуации до 2018 г.
Крупнейший в России производитель технической соли “Руссоль” сообщил о проблемах с транспортировкой продукции вице-премьеру Аркадию Дворковичу. В письме от имени директора компании Сергея Черного говорится, что “Руссоль” поставлена в “сложнейшее положение” перед потребителями из-за невыполнения обязательств по поставке товаров. Среди них – стратегические и социально значимые объекты, включая котельные, предприятия по водоподготовке, энергетического комплекса, дорожные и коммунальные службы, а также военно-промышленный комплекс.
Проблема возникла из-за того, что крупнейшие владельцы подвижного состава – ФГК и ПГК – отказывают в полном удовлетворении заявок компании, ссылаясь на отсутствие или дефицит полувагонов. “При нашей потребности в 4 тыс. полувагонов в месяц в лучшем случае их собственники обеспечивают 2,5 тыс.”, – говорится в письме. “Руссоль” предлагала ФГК и ПГК заключить долгосрочные контракты, но получила отказ из-за дефицита. Покупать новые вагоны операторы не готовы из-за высокой стоимости и длительного срока окупаемости.
Пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина сообщила, что письмо получено. “Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу будет поручено проанализировать вопрос и представить предложения”, – добавила она.
Коммерческий директор “Руссоли” Алексей Булычев рассказал, что объем неотгруженной продукции уже достиг полуторамесячного производства всех предприятий. Для разгрузки дополнительно требуется около 4,5 тыс. полувагонов. “Остро эта проблема стоит сейчас, в период сезонного спроса на полувагоны”, – отмечает Булычев. Из-за дефицита транспорта стоимость на него по сравнению с 2016 г. выросла уже в 2,5 раза. Он добавил, что в конце лета аналогичное обращение компания отправляла в ФАС, но срок ответа еще не подошел. В пресс-службе ведомства подтвердили получение письма от “Руссоли”, добавив, что ФАС анализирует вопрос.
“Руссоль” начала испытывать дефицит полувагонов в 2016 г. В мае 2017 г. ассоциация “Руспродсоюз” направила письмо в Минтранс, где сообщила, что с проблемой столкнулась вся отрасль. Тогда глава отдела по грузовой работе “Руссоли” Валентина Калмыкова поясняла, что дефицит во многом образовался из-за того, что в 2016 г. произошло существенное списание старого подвижного состава – 115 тыс. полувагонов. При этом второй игрок на рынке технической соли – “Уралкалий” – проблем с перевозками не испытывал.
Сложности с транспортировкой затронули не только производителей соли. Исполнительный директор ОАО “Орское карьероуправление” Владимир Дегтярев рассказал, что у предприятия похожие проблемы с августа. По его словам, ОАО заключило с ФГК контракт на гарантированное обеспечение до 1 тыс. полувагонов в месяц, но получает около 200. В итоге пришлось обращаться к другим операторам, что привело к росту стоимости поставок до 70%. Ситуация, продолжает Дегтярев, может привести к срыву госпрограмм, например в части обеспечения необходимыми материалами крупных строек, включая объекты к чемпионату мира по футболу 2018 г.
По словам Алексея Булычева, проблема может быть решена в лучшем случае в 2018 г., когда будут выведены из эксплуатации старые полувагоны и закуплены новые. В ФГК и ПГК от комментариев отказались. Источник на транспортном рынке подтверждает, что “определенный дефицит” вагонов есть, поскольку в период подготовки к отопительному сезону потребности грузоотправителей традиционно растут, а возможности операторов ограниченны. Он добавил, что на дисбаланс парка также повлиял запрет на продление срока службы вагонов. Собеседник согласен, что ситуация может улучшиться в 2018 г., но только в отсутствие новых ограничений. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)