Представители аграрных ассоциаций и Союза химиков Украины сделали очередную (третью) попытку найти общие подходы к ценообразованию на агрохимическом рынке Украины. Роль председательствующего на этих переговорах выполнял президент Украинской аграрной конфедерации, народный депутат Украины, председатель межфракционного депутатского Аграрного объединения Леонид Козаченко. Во встрече принял участие заместитель министра аграрной политики Виктор Шеремета.
У каждого свой интерес. Ранее сторонам не удалось найти компромисс и выработать действенную модель эффективного функционирования внутреннего рынка азотных удобрений. Союз химиков Украины во время первой встречи предложил, чтобы Госбюджет предусматривал дотации аграриям на частичное погашение расходов на закупку минеральных удобрений у национального производителя по ценам, которые должны отвечать условиям поставки минеральных удобрений в странах Евросоюза на условиях DDP
(доставлено на границу сельскохозяйственных производителей, пошлина оплачена), либо на частичное погашение расходов на закупку минеральных удобрений со складов национального производителя по ценам, которые должны отвечать условиям поставки минудобрений в странах ЕС на условиях EXW (со складов производителей минеральных удобрений).
Аграрии предложили другой вариант: заводы должны реализовать продукцию непосредственно конечным потребителям по цене (без НДС) не выше FOB-Черное море +10% к концу 2018 г. и не выше FOB-Черное море с 1 января 2019 г. без ограничений объемов поставок, а также без требований по уплате дополнительных комиссионных и других вознаграждений и предоплаты более чем за 30 дней до момента поставки.
Зачем нам собственный химпром? На этот раз химики вооружились научным обоснование своей позиции. Заместитель директора ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Сергей Поважнюк подготовил обширную презентацию на тему: “Почему необходимо сохранить отечественное производство минеральных удобрений?” Во-первых, без него невозможно обеспечить стабильное покрытие спроса на минеральные удобрения по доступным ценам в Украине, объяснял эксперт. Во-вторых, надо сохранить рабочие места в химической и смежных отраслях, поскольку и черкасский “Азот”, и северодонецкий “Азот” являются градообразующими предприятиями. Кроме того, отрасль способна существенно влиять на платежный баланс страны. Если вместо собственного производства будем импортировать 4500000 т азотных удобрений, то страна ежегодно будет терять более $1 млрд. В-третьих, надо учитывать политический фактор. РФ – страна, которая не всегда корректна в своих действиях, особенно, когда чувствует рыночную власть. Это мы почувствовали в первой половине года, когда остановились украинские производства и российские трейдеры сразу подняли цены для наших аграриев на аммиачную селитру и карбамид, несмотря на то, что на мировом рынке цены упали. И четвертый фактор: соотношение цен на газ и удобрения в азотном эквиваленте. Этот показатель достиг опасной отметки 0,55, которая делает отечественное производство нерентабельным.
Сергей Поважнюк также назвал два фактора, которые искажают реальную стоимость газа и нарушают правило равенства конкуренции. Первый – субсидирование в России внутренних цен на газ, что, по его мнению, дает возможность демпинговать на украинском рынке минеральных удобрений, второй – завышенные цены на газ для промышленности из-за монополии НАК “Нафтогаз Украины”. В России разработана методика образования цены на газ по так называемому экспортному паритету, согласно которому цена на газ устанавливается от цен на основных экспортных рынках. Например, берутся цены в Германии, от них вычитается стоимость транспортировки и так устанавливается экспортная паритетная цена. Так вот, к этой экспортной паритетной цене они применяют поправочный коэффициент 0,6. То есть в результате этого цена на газ на российском рынке для всей промышленности, в том числе для производителей азотных минеральных удобрений, на 40% ниже рыночной. За счет этого Россия может предлагать минеральные удобрения значительно дешевле, чем конкуренты из Ближнего Востока и Северной Африки. Несколько иную “газовую” политику реализует НАК “Нафтогаз Украины”.
Последняя формирует цену для промышленности исходя из цены импортного газа плюс наценка 20%. Эксперт убежден, что цена на газ для промышленности должна быть на $35-79 ниже нынешнего уровня. Но если для других отраслей доля стоимости газа в структуре себестоимости составляет 10-20%, то для производителей минудобрений – 60%. Оба эти фактора действуют убийственно, что приводит к уничтожению отрасли.
Есть два сценария развития ситуации. Первый – когда производство удобрений не восстановится, второй – когда восстановится. По первому варианту сплошной негатив: ухудшается благосостояние людей, уменьшается производство в сельском хозяйстве, сокращаются объемы экспорта, растет импорт. По второму – сплошной позитив…
АПК как буксир для химической отрасли. Директор ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Владимир Власюк предложил использовать два подхода в формировании цен на азотные удобрения. По первому, отталкиваться от соотношения цен на газ и единицы азотных удобрений, то есть брать за основу указанный коэффициент (0,55) и себестоимость продукции, и позиционировать это как EXW-производитель. Согласно второму варианту, по ценам на мировом рынке определять рыночный паритет, для этого надо выбрать страны, которые формируют рыночную стоимость (Китай, Ближний Восток, Северная Африка, с расчетом доставки в Украину, чтобы получить в результате позицию EXW-порт Украины …
Получалось так, что аграриям предлагают покупать минудобрения по цене выше рыночной, чтобы обеспечить рентабельность производства группы компаний OSTCHEM, при этом пугают тем, что в противном случае, когда остановятся отечественные заводы, через несколько лет им предложат эту продукцию гораздо дороже. Хотя с другой стороны это предложение должно польстить аграриям, ведь на их плечи фактически хотят положить проблему спасения химической отрасли. Однако аграрии не захотели брать на себя функцию государства.
“Мы не можем отталкиваться от себестоимости, потому что это нарушает рыночные принципы формирования цены, – отметила координатор аналитического центра Аграрного союза Галина Старикова – ведь отечественным производителем у нас является не только химические предприятия, но и хозяйства АПК. Поэтому нельзя вымывать средства у одного производителя в пользу другого”. “Это странный подход, – поддержал ее заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов, – почему вам надо учитывать себестоимость, а нам – нет. Нельзя брать за основу себестоимость, потому что мы живем в рыночных условиях. Надо просто договориться о том, чтобы цена не прыгала”.
Дискуссия снова стала заходить в тупик. Леонид Козаченко предложил разойтись и упрекнул присутствующих за неспособность найти компромисс.
Кто ищет, тот находит. Свое предложение внес и руководитель компании “Инфоиндустрия”, ведущий украинский аналитик агрохимического рынка Дмитрий Гордейчук. Надо определить средневзвешенную цену карбамида на основании цен, которые складываются на FOB Ближнего Востока, Северной Африки, Черного моря, Балтики, Китая, советовал он. Поскольку соотношение стоимости селитры к карбамиду составляет 1,15, следует разделить на этот коэффициент средневзвешенную цену, в результате чего получим среднюю стоимость селитры. Плюс 15%, чтобы учесть стоимость сопроводительных расходов: фасовки, перегрузки и так далее. Такая формула подтягивает внутренние цены к внешним, таким образом, украинские производители смогут продавать на экспорт больше карбамида, поскольку отечественные мощности избыточны для украинского рынка.
Это предложение упало на благодатную почву. Еще несколько минут дискуссии и созрело решение. Последнее уточнение со стороны председательствующего: “Так берем средневзвешенную цену по формату EXW или FOB?”. Аграрии настояли на FOB. Договорились, что химики обсчитают эту формулу, насколько она соответствует их ожиданиям повысить рентабельность производства и желанию аграриев уменьшить цену на азотные удобрения. Итак, впереди еще один раунд переговоров. А может, и не один… (Инфоиндустрия/Химия Украины и мира)