Инфраструктура. Ленинградская область становится местом реализации многочисленных проектов по строительству инфраструктуры для транспортировки российского газа в Западную Европу. В октябре завершились работы по электрификации железнодорожных подходов к морскому торговому порту Усть-Луга с развитием Усть-Лужского железнодорожного узла. Скоро здесь должны начаться работы по строительству “Газпромом” крупнейшего в Европе завода по производству сжиженного газа – “Балтийского СПГ”.
Завершившаяся 18 октября электрификация подходов к порту велась с 2011 г. За это время построено и реконструировано более 700 км контактной сети. Введено более 150 км вторых путей, реконструировано 11 станций, построена предпортовая и современная сортировочная станция Лужская. По словам президента АО «РЖД» Олега Белозерова, проведенные работы позволят более чем на 11 млн. т/год увеличить объемы перевалки грузов, сократить время доставки грузов на полигоне Кузбасс – Лужская на 12 часов.
Сжиженный газ (СПГ). Проведенные железнодорожниками работы оказались более чем своевременными. Роль региона в импорте российского газа за рубеж возрастает. Ключевым объектом станет “Балтийский СПГ” – расположенный в порту Усть-Луга завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 10 млн. т/год. При необходимости проектная мощность завода может быть увеличена до 15 млн. т. Решение о строительстве завода принято в 2015 г. на основании наблюдающегося роста спроса на СПГ. Рынками сбыта для нового предприятия предположительно станут страны Атлантического региона, Ближнего Востока, Южной Азии, а также регионы Балтийского и Северного морей.
Партнером “Газпрома” в реализации проекта летом стал англо-голландский концерн Royal Dutch Shell. В июне партнеры подписали основные условия соглашения о совместном предприятии. Документ определяет принципы функционирования СП, которое будет осуществлять работы по проектированию, привлечению финансирования, строительству и эксплуатации завода. Стороны также заключили рамочное соглашение о совместных технико-экономических исследованиях по проекту “Балтийский СПГ”. Около трех месяцев назад “Газпром” совместно с Shell начал подготовку предварительных расчетов проекта строительства.
Сроки реализации этого крупнейшего в Европе проекта СПГ несколько раз переносились. Последний раз их обозначил заместитель председателя правления “Газпрома” Александр Медведев, выступая в конце сентября на конференции “Нефть и газ Сахалина”. По его версии, плановый срок ввода “Балтийского СПГ” в эксплуатацию – 2022 или 2023 год. Инвестиции в проект могут составить $11,5 млрд. Территория предприятия займет 364 га в районе морского порта. Кроме самого завода, в проект входит трубопровод длинной 360 км, который будут тянуть от Волхова, а также терминал в порту.
Суда переведут на сжиженный газ (СПГ). Еще один, правда, гораздо менее крупный, чем в Усть-Луге, завод СПГ “Газпром” строит на северном побережье Финского залива – в бухте Портовая неподалеку от Выборга. Мощность “Комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ” составит 1,5 млн. т/год. Площадь, на которой реализуется проект, составляет 60 га, требуемые инвестиции – 126 млрд. руб. Новый завод возводится рядом с компрессорной станцией “Портовая”. Но в отличие от соседки, занятой обеспечением газом “Северного потока”, он должен будет поставлять углеводороды в Калининградскую область, а также реализовывать газ судовладельцам. Скоро уже два года, как вступило в действие приложение к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов MARPOL 73/78 в Балтийском море. Постановление регламентирует предельный уровень содержания серы в судовом топливе. Привести корабли в соответствие новым требованиям судовладельцы смогут несколькими способами. Оптимальным является переоборудование корабельных энергетических установок для работы на газе.
Судовладельцам предполагается реализовывать 300 тыс. т СПГ в год. По расчетам специалистов, именно столько газа потребуется для покрытия потребностей в топливе всех бороздящих Балтику судов. Остальные 1,2 млн. т кораблями будут отправляться в Калининградскую область для обеспечения энергетической независимости этой территории от стран Евросоюза. Пуск строящегося комплекса в Портовой запланирован до конца 2018 г.
Совсем небольшое предприятие здесь же, в порту Высоцк, строит компания “Криогаз-Высоцк”, принадлежащая “НОВАТЕКу” (51%) и Газпромбанку (48,9%). Инвестиции в проект составят 54 млрд. руб., мощность завода – 660 тыс. т СПГ в год. Половину производимого объема будет приобретать Финляндия, где уже строятся суда для вывоза газа. Завершить строительство планируется в 2018 г.
Сжиженный газ с запасом. Проекты “Газпрома” зачастую избыточны и не всегда экономически эффективны. Особенно когда они связаны с политическими решениями руководства страны. Взять, к примеру, строительство новых газопроводов. Возможно, строительство завода СПГ в районе компрессорной станции “Портовая” также больше связано с политикой, нежели экономикой. Иначе трудно понять, зачем нужен небольшой завод, если неподалеку строится предприятие, способное в 7-10 раз перекрыть его мощность. Разве только для переработки излишков газа из “Северного потока”, если они будут возникать в случае недобора европейскими потребителями.
Примерно такая же стратегия прослеживается при газификации Калининградской области. Газ туда поставляется по магистральному газопроводу Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград производительностью 2,5 млрд. куб. м в год. “Стратегия развития газификации Калининградской области на период до 2020 года” предусматривает сокращение потребления сжиженного углеводородного газа вследствие его замещения природным газом. “Одновременно с этим “Газпром”, считая, что прохождение трубы через прибалтийские страны несет в себе риски, строит альтернативный путь – терминал по приему СПГ в Калининградской области, – говорит аналитик ГК “Финам” Алексей Калачев. – Мощность терминала должна составить 2 млрд. куб. м газа в год. Доказывая европейским партнерам, что СПГ обходится потребителям дороже трубопроводного газа, “Газпром”, по сути, делает в Калининградской области то же, что критикует в Европе: диверсифицирует источники газа, вкладывая в это значительные средства”.
Быть в тренде, стремиться к рынкам. Несмотря на традиционную избыточность, строительством сразу нескольких заводов “Газпром” вписывается в мировой тренд. Рынок СПГ растущий, перспективный, более универсальный и конкурентный, чем поставки газа по трубам. В отличие от трубопроводного газа, СПГ танкерами по морю можно доставить в любую точку планеты, где есть спрос и терминалы по регазификации. “Учитывая близость к европейским портам, доставка СПГ из Усть-Луги может оказаться дешевле, чем из США, – считает Алексей Калачев. – Если еще и себестоимость производства СПГ будет не выше американской, эта продукция может оказаться вполне конкурентоспособной”.
Строительство заводов СПГ позволит России выйти на перспективный рынок СПГ не только Европы, но и Азии. Стране это даст возможность к 2035 г. увеличить свою долю с текущих 5% до 12%, считает руководитель аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. “В Европе построили много разжижающих газовых терминалов, – говорит эксперт. – И, обладая лучшей ценой, российский газ может быть также более востребован, чем более дорогие поставки из США и стран Ближнего Востока”.
Кроме того, для российского сжиженного природного газа станут возможны своп-операции (то есть обмен газом) при поставках на разные рынки. “Российские и ближневосточные поставщики получат возможность с минимальным транспортным плечом отгружать продукцию на целевые рынки, – продолжает Дмитрий Кумановский. – Это позволит увеличивать перевалку на российских СПГ-терминалах выше текущих контрактов российских компаний и улучшит окупаемость таких проектов. Поэтому и в Высоцке, и в Усть-Луге терминалы будут со временем загружены поставками в Калининград и Европу”. (kommersant.ru/Химия Украины и мира)