“Ямал СПГ” позволит освоить новый экспортный маршрут – через Северный морской путь, а следующий большой проект – “Арктик СПГ-2”, как ожидается, обеспечит локализацию технологий крупнотоннажного сжижения газа
Пуск первой линии завода “Ямал СПГ” был осуществлен в срок и в рамках запланированного объема инвестиций. Две оставшиеся линии будут, как ожидается, пущены досрочно: вторая – в 2018 г., третья – в конце 2018 г. – начале 2019 г. В целом инвестиции в три линии завода составят $27 млрд., часть затрат на инфраструктуру взяло на себя государство.
Основная часть объемов СПГ продана в рамках долгосрочных контрактов, значит, серьезных проблем с реализацией не будет даже в условиях возможного затоваривания рынка. Газ с “Ямал СПГ” будут приобретать испанская Gas Natural Fenosa, китайская CNPC (она является и акционером проекта), российский “Газпром”, кроме того, трейдинговые подразделения двух других участников проекта – французской Total и российского «НОВАТЭКа», который и является ключевым акционером “Ямал СПГ”. Успех очевиден. Главное – что дальше?
Интересно и важно, какая доля танкеров с СПГ пойдет по восточному маршруту через Берингов пролив, то есть по Северному морскому пути. В какой степени и когда придется пользоваться помощью ледокольной проводки, только ли для выхода из Обской губы, как задумывали, или возможны какие-то непредвиденные ситуации? Этот опыт будет очень важен при планировании дальнейшего развития арктических проектов по сжижению газа.
Участвовавший в открытии первой очереди завода Владимир Путин обрисовал дальнейшие задачи: наращивать мощности по сжижению газа в России, причем с максимальным участием российской промышленности. Сейчас у России нет собственной технологии крупнотоннажного сжижения СПГ, но и “Газпром”, и “НОВАТЭК” предпринимают усилия, чтобы создать собственные технологии и локализовать производство оборудования.
Предполагается, что четвертая линия “Ямал СПГ” будет построена с помощью российских технологий. Относительно небольшая (1 млн. т по сравнению с 5,5 млн. т каждой из первых трех линий “Ямал СПГ”), она может стать пробной для проверки технологий, применяемых при реализации “Арктик СПГ-2” – нового завода, строительство которого предполагается начать в 2019 г. на Гыданском полуострове в Карском море.
Путин предложил подумать об участии оборонных предприятий в процессе изготовления оборудования для заводов СПГ. В этом нет ничего неожиданного, ведь в ОПК остался необходимый инженерный потенциал. Разумеется, потребуется и участие отраслевых российских НИИ, и сотрудничество с иностранными партнерами. В качестве похожей модели, которая уже реализуется, можно привести сотрудничество корпорации “Росатом” с голландским производителем ветроэлектроустановок (ВЭУ) Lagerwey в локализации технологий в возобновляемой энергетике.
Да, проект “Ямал СПГ” получил беспрецедентные налоговые льготы – нулевой НДПИ на длительный срок, сниженный налог на прибыль и другие преференции. Кроме того, для экспорта СПГ из России отсутствует экспортная пошлина. Возможно, льготы будут и у нового “Арктик СПГ-2”. Однако, предоставляя льготы, государство решает важные задачи. “Ямал СПГ” позволяет освоить новый экспортный маршрут – через Северный морской путь. “Арктик СПГ-2”, как ожидается, обеспечит локализацию производства и технологий для крупнотоннажного сжижения. Россия здесь очевидно отстала, сделать скачок удастся только при условии сотрудничества бизнеса и государства.
Примечательно и присутствие на открытии завода министра энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалиха. Еще летом на ПМЭФ прозвучало заявление главы Минэнерго Саудовской Аравии о планах глобальных инвестиций Saudi Aramco в газ и СПГ после скорого IPO. Новые российские проекты в Арктике подходят под эти условия.
Как ни странно, в более отдаленной перспективе не исключены и отгрузки СПГ с Ямала в Саудовскую Аравию. Поставка в таком случае будет идти по западному маршруту, с перевалкой в Европе с танкеров ледового класса на обычные газовозы. Дело в том, что Саудовская Аравия полностью потребляет весь газ, который производит, но его не хватает. Поэтому приходится использовать и нефтепродукты, причем внутренний спрос как на газ, так и на нефть растет. В этих условиях страна заинтересована заменить газом нефть, высвободив ее для экспорта. (Rcc/Химия Украины и мира)