В 2017 г. Украина увеличила загрузку своих нефтепроводов по сравнению с 2016 г. в полтора раза благодаря росту импорта нефти Азербайджана на Кременчугский НПЗ. Причем исключительно за счет внутренней прокачки сырья, объемы которой выросли до 2,9 млн. т. Если похожая динамика сохраниться в 2018 г., она будет означать, что рынок нефтепродуктов начал уверенно двигаться к сокращению импорта, который доминирует в топливных поставках и определяет ценовую повестку на украинских заправках.
Вопрос цены. Ценники на стелах украинских АЗС вот уже который год диктует вовсе не ценовой баланс между импортом и внутренним производством, как это происходит у большинства стран-соседей. А валютный курс и налоги. Правда, далеко не всегда розничная реакция подхватывает оптовую.
Например, украинские оптовые цены дизтоплива в конце января просели на 270 грн./т. Так они отреагировали на стабилизацию мировых нефтяных котировок и временную стабилизацию курса гривны. Но на цифрах на стелах АЗС это никак не сказалось. В эти дни они светились на уровне 27-28 грн./л для дизтоплива и 29-34 грн./л для бензина А-95+.
Общественность в своих выводах разделилась на два лагеря: одни объясняют феномен жадностью автозаправок, другие – винят во всем налоговую и валютную политику государства. Но кто бы из них не был прав, очевидно одно: чтобы вывести топливные цены из-под пресса валютных и фискальных факторов, Украине нужно наращивать потоки сырья и развивать собственные мощности нефтепереработки. А значит, создавать конкуренцию импортным поставкам горючего.
Двух ныне работающих предприятий, Кременчугского НПЗ и Шебелинского ГПЗ, для выполнения этой задачи не хватает. Внимание украинских властей в этом плане привлекает давно остановленный Одесский НПЗ. Но с одним акцентом. Дело в том, что до 2013 г. он кроме выпуска мазута и дизеля для южных регионов был лидером украинского рынка авиакеросина и реактивного топлива. В них с каждым годом все больше нуждается наша армия. Да и спрос со стороны гражданской авиации не сокращается. Потому-то Минтопэнерго в январе 2018 г. завершило регистрацию ГП “Одесский НПЗ”.
Чем загрузить Одессу. Юридическая очистка капитала завода от претензий кредиторов обещает затянуться надолго. Одесскому НПЗ, например, на правах совместного пользования с портом принадлежит часть государственного причального фронта Одесской нефтегавани. Придется повозиться новому собственнику и с другими проблемными активами НПЗ. А затем браться за еще более непростую задачу – организацию поставок сырья. Пока очевидных вариантов снабжения два – поставка танкерами или возобновление работы трубопроводного маршрута Броды – Одесса.
Первый вариант подходит для закупки иранской нефти или высокосернистых сортов арабского сырья, которое этот завод сможет эффективно переработать. Поставщики этой нефти уже несколько лет начисляют покупателям Восточной Европы беспрецедентно высокие премии. Но из-за высокой загрузки пролива Босфор логистика этих поставок оставляет желает лучшего.
Поэтому вполне реальной альтернативой иранской нефти выглядит загрузка предприятия сырьем российского происхождения с нефтепровода Броды – Одесса, которое смогут поставлять европейские компании. Есть и еще один вариант – отдать государственный НПЗ в управление компаниям Китая, Казахстана или Азербайджана, которые имеют большой опыт отгрузок каспийской нефти с российского порта Новороссийск.
Одесский НПЗ и технический ресурс. Какой из вариантов снабжения Одесского НПЗ в будущем выберет государственный собственник – пока неясно. Но есть основания полагать, что вариант закачки на завод российской нефти с Броды – Одесса украинским властям покажется слишком опасным из-за высоких санкционных и форс-мажорных рисков. Подтверждением тому может служить результат многолетнего процесса формирования мирового соглашения между Кременчугским НПЗ и государственной нефтепроводной монополией “Укртранснафта”, которое было заключено лишь 25 января. В ходе этого процесса государство вернуло себе около 0,2 млн. т технологической нефти. Этот ресурс был бы очень кстати в том числе и для возобновления работы нефтепровода Одесса-Броды, столь важного для Одесского НПЗ. Да вот только большая его часть нынче продается обратно тому же Кременчугскому НПЗ, где сырье было на хранении.
Это может означать, что вариант снабжения Одесского НПЗ российской нефтью для “Укртранснафты” не выглядит приоритетным. В противном случае технологическая нефть была бы не продана, а загружена в нефтепровод. А Украина, похоже, готовит свой единственный полностью государственный НПЗ к приему сырья из Новороссийска или Ближнего Востока. Нефтепровод Одесса – Броды при этом ориентируют не на импорт из РФ в Одессу, а на транзит сырья в страны ЕС.
Балансировать импорт никто не спешит. Все эти задачи логистики и формирования капитала Одесского НПЗ могут занять немало времени. Поэтому вряд ли стоит рассчитывать, что оживление этого предприятия в ближайшее время сможет повлиять на создание равновесия между импортом и собственным производством нефтепродуктов.
Одесский НПЗ имеет годовую установленную мощность переработки в 2,8 млн. т. Если учесть, что в 2017 г. в Украину импортировали 7,8 млн. т нефтепродуктов, Одесса при полной загрузке могла бы сыграть ключевую роль в выстраивании новой системы балансов между импортом и внутренним предложением.
Однако, невзирая даже на бесспорную актуальность Одесского НПЗ для оборонных нужд государства, вокруг вариантов возобновления работы завода пока незаметно никакой спешки. По всей видимости, как и в предыдущие 2014-2017 гг., украинские власти вместо форсирования развития нефтепереработки намерены заниматься более привычным занятием. Например, устраивать вальяжный дележ бюджетных фондов, расчетных финансовых потоков или партийных кадровых квот в менеджменте. И пока так будет происходить, цены на украинских автозаправках будет определять не рынок, а валютные и фискальные факторы, которые в Украине меняются быстрее погоды. (ubr.ua/Химия Украины и мира)