Изменения на рынке автобензина влияют как на отношение населения к власти, так и на развитие экономики. Поэтому во всем мире эта сфера находится под постоянным надзором со стороны властей и средств массовой информации. Главные показатели, которые волнуют общество в России, – это цена на автобензин и его качество.
Многие хотят знать, почему дорожает бензин и как долго может продолжаться рост цен. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Каждый раз, когда в России возникает экономический кризис, правительство страны переходит на ручное управление экономикой. В том числе вводятся административные ограничения максимального роста цен на автобензин и дизельное топливо. В острую фазу кризиса это необходимо, но потом правительство “забывает” восстановить рыночные механизмы, что приводит к возникновению кризиса уже на рынке автобензина. Так было в 1996, 2000 и 2008 годах, так происходит и сейчас.
В конце 2014 г. после резкого падения цен на нефть и введения санкций со стороны США и их сателлитов в России начался очередной экономический кризис. Курс рубля по отношению к евро и доллару резко упал. В январе 2014 г, курс был равен 33,8 руб./$ и 46,1 руб./евро, а в декабре 2014 г. он достиг значений 55,8 руб./$ и 68,8 руб./евро, то есть евро подорожал на 49%. При этом розничная цена на бензин, например, АИ-92 выросла с 29,4 руб./л в январе 2014 г. до 32,6 руб./л в декабре 2014 г., то есть на 11%.
Благодаря административному давлению правительства России и гражданской позиции таких компаний, как “Роснефть”, “Газпром нефть” и “Сургутнефтегаз”, удалось избежать катастрофического скачка цен на бензин, который привел бы к росту цен на все товары. При этом в евро цена на бензин АИ-92 в России снизилась с 0,64 евро/л в январе 2014 г. до 0,47 евро/л в декабре 2014 г. Бензин в России стал самым дешевым в Европе.
В острую фазу экономического кризиса, которая пришлась на первую половину 2015 г., дешевый бензин был спасением. Однако административные ограничения цен на бензин действуют и по сей день, что приводит к развитию негативных тенденций на рынке. Во-первых, полностью прекратились поставки бензина в Россию из Беларуси, Финляндии, государств Юго-Восточной Азии и других стран. Во-вторых, многие нефтяные компании стали сокращать производство бензина как нерентабельное. В-третьих, прекратились инвестиции в реконструкцию части нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и, следовательно, стала деградировать технология производства автобензинов.
Обычно в результате административного регулирования на рынке постепенно нарастает дефицит бензина, что приводит к неконтролируемому скачку цен. В 1996, 2000 и 2008 годах в некоторых регионах за сутки цены поднимались в 2 раза. Сейчас мы вновь готовимся повторить эту ошибку. Пока ситуацию спасает “Роснефть”, которая стала мощным регулятором рынка бензина в России, так как производит более 35% автобензинов в стране.
Ведущая нефтяная компания не допускает появления дефицита, однако следует признать, что уже появились отчетливые признаки деградации рынка бензина. В 2005 г. на бензин перерабатывалось 98,2% нефти, поставляемой на НПЗ страны, в 2017 г. – только 80,8%. В 2016 г. выход автобензинов достиг рекордного для страны уровня – 17,7%, а в 2017 г. он впервые с начала кризиса сократился. В результате в 2017 г. производство автобензинов упало на 2%. Многие нефтяники перестали делать ставку на этот бизнес.
Традиционный импорт бензина в Ленинградскую область из Финляндии, в ЦФО из Беларуси и на Дальний Восток из стран ЮВА полностью прекратился из-за низких цен на бензин в России. Например, 20 апреля 2018 г. розничные цены на бензин в Украине были выше в 1,62 раза, чем в России, в Польше – в 2,07 раза, в Латвии – в 2,21 раза, в Швеции – в 2,64 раза. В Норвегии, которая является крупнейшим европейским экспортером нефти, бензин АИ-95 в 2 раза дороже, чем в России.
Потребление бензина после провала 2014 г. понемногу растет и в 2017 г. по сравнению с 2014 г. выросло на 3,2%. Сегодня рынок бензина страны можно обеспечить только самим, однако частные компании сокращают темпы производства. Единственная возможность обеспечения внутреннего рынка – это снижение экспорта. Экспорт как минимум должен сокращаться настолько, насколько растет потребление. Однако следует понимать, что экспорт составляет всего 10% от производства бензина, значит, и это не панацея.
Еще большой вопрос, удастся ли и в дальнейшем удерживать такие показатели? Ведь экспорт бензина контролируется с помощью административных мер, через ФАС. Таможенная пошлина на вывоз бензина из России в марте 2018 г. составляла $35,8/т, тогда как в январе 2014 г. она превышала $360/т. То есть при нехватке бензина на внутреннем рынке фактически снят таможенный барьер.
Потребление бензина на душу населения в РФ в 3 раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Чтобы экономика развивалась, необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования.
Снизить цену бензина можно только за счет сокращения налогов, так как доля нефтяников в ценообразовании – менее 2%. При этом доля налогов в розничной цене бензина достигла 70%, а еще 5 лет назад она составляла 65%. С 1 января 2018 г. на 10,7% вырос акциз на бензин пятого класса (“Евро-5”). Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в январе 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. вырос на 23%. Для справки: акциз и НДПИ составляют вместе 75% всех налогов, входящих в розничную цену бензина, или половину розничной цены. Теперь понятно, почему растут цены на бензин?
Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России – сложная государственная задача, будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться. (Rcc/Химия Украины и мира)