По итогам апреля в Украину было импортировано 43,4 тыс. т авиационного топлива – рекордный показатель месячного объема импорта за весь период наблюдений. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А95”.
За январь-апрель импорт авиатоплива увеличился в 1,5 раза до 133,3 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. (90,2 тыс. т). Внутреннее производство авиатоплива в январе-апреле увеличилось на 12,1% до 58,1 тыс. т. Соответственно баланс рынка авиатоплива по итогам 4 месяцев 2018 г. вырос на 40,4% и составил 194,8 тыс. т.
Лидером поставок остается группа компаний “Трейд Коммодити”, которая удвоила свои объемы: за 4 месяца 2018 г. было поставлено 42,6 тыс. т против с 22,9 тыс. т за аналогичный период 2017 г. На “Трейд Коммодити”, которая импортирует ресурс через три аффилированных юрлица, припадает 31,9% всех импортных поставок. Остальной объем приходится на 23 компании, доля каждой из которых не превышает 11%.
В марте-апреле ряд операторов осуществлял импорт авиатоплива в рамках выполнения контрактов с Минобороны на поставку 23,1 тыс. т. В частности, ОККО импортировало 7,6 тыс. т, что соответствует контрактным обязательствам по договору с оборонным ведомством. Также существенно нарастили объемы поставок “Сокар Украина” и WOG, которые по договорам с Минобороны обязались поставить 5,1 и 3,9 тыс. т соответственно. Еще одной компанией, подписавшей с Минобороны контракт на 6,5 тыс. т, стало ООО “Торум” (одно из юрлиц “Трейд Коммодити”).
Доля поставок авиатоплива морским транспортом по итогам января-апреля составила 62% против 72% за аналогичный период 2017 г. По железной дороге в январе-апреле было поставлено 38% импортного топлива против 28% в I квартале прошлого года.
Структура наполнения ранка авиатоплива в январе-апреле, %: Украина – 31; Литва – 15; Италия – 14; Греция – 14; Беларусь – 11; Саудовская Аравия – 9; другие – 6.
Динамика роста внешних поставок авиакеросина существенно превышает темпы увеличения пассажиропотока и объема авиаперевозок. По данным Государственной авиационной службы Украины, за 4 месяца 2018 г. пассажиропоток через украинские аэропорты вырос на 23,7%, а количество рейсов, выполненных украинскими авиакомпаниями (именно украинские перевозчики в основном заправляются в местных аэропортах), увеличилось всего на 6,5%.
Расхождение между динамикой роста авиаперевозок и наполнения рынка топливом может объясняться его нецелевым использованием. Ранее неоднократно обращалось внимание на дисбаланс между объемами, поставленными танкерами в порт Николаева (на этот порт приходится 63% всего морского импорта) и последующими отгрузками из порта железнодорожным транспортом. Директор “А-95” Сергей Куюн отмечал, что в 2017 г. дисбаланс между объемом импорта авиационного топлива в порт Николаева и его отгрузками с территории порта по итогам 2017 г. составил 85 тыс. т. По мнению эксперта, избыточные объемы авиакеросина смешиваются с дизельным топливом для уменьшения налоговой нагрузки и соответственно себестоимости ДТ. По его расчетам в 2017 г. эта схема позволила заработать поставщикам авиатоплива около 400 млн. грн. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)