В соответствии с отчетом ОПЕК от 13 июня, в мае рынок нефтепродуктов продемонстрировал хорошие результаты. В США возрос спрос на производимый внутри страны бензин, уплотнился рынок средних дистиллятов и топлива. В результате прибыль нефтепереработчиков возросла до рекордных показателей.
В Европе рынок нефтепродуктов также показал хорошие результаты. Однако высокие цены на нефтепродукты несколько ограничили рост прибыли нефтепереработчиков. В Азии рынок нефтепродуктов ослаб из-за снижения спроса на реактивное топливо и керосин.
Маржа нефтепереработки. В мае маржа американских нефтепереработчиков подскочила до рекордного показателя в $18,5/баррель, что на 11% ($2,2/баррель) больше, чем в предшествующем месяце, и на $8,9/баррель больше, чем в прошлом году. Этому способствовало увеличение экспорта бензина до 1,1 млн. баррелей в день. Кроме того, рынок газойля уплотнился. Это тоже способствовало увеличению маржи нефтепереработчиков. Сезон технических работ вкупе с незапланированным приостановлением работ способствовали сокращению пропускной способности заводов, что в результате также способствовало увеличению прибыли. В мае объемы переработки были планово ограничены на 964 тыс. баррелей в день вследствие проведения технических работ на заводах. Это 55% от общего объема апрельских сокращений. В июне пик сезона технических работ на нефтеперерабатывающих заводах будет преодолен, что вкупе с ростом спроса на бензин приведет к увеличению производительности заводов. Прибыль нефтепереработчиков тогда возрастет еще больше.
В Европе в мае уровень прибыли нефтепереработчиков остался без изменений по сравнению с апрельскими показателями. Улучшились экспортные возможности на западе Суэцкого канала и в США. Маржа при переработке Brent в Европе в мае составила в среднем $6,4/баррель. Это столько же, сколько и в апреле, но на $1.2 меньше, чем в прошлом году.
Азиатские рынки в мае ослабли из-за увеличения запасов реактивного топлива и керосина, вызванного сокращением спроса.
Производительность нефтеперерабатывающих заводов. В мае в США коэффициент использования мощностей НПЗ сократился до 92,6%. Это 16,9 млн. баррелей в день. По сравнению с предшествующим месяцем произошло сокращение на 0,4 процентных пункта, или 11 тыс. баррелей в день. По сравнению с прошлым годом коэффициент использования мощностей НПЗ в мае оказался ниже на 1,7 процентных пункта.
Ожидается, что в июне пропускная способность нефтеперерабатывающих заводов увеличится на 1 млн. баррелей в день вследствие завершения технических работ. В то же время рост спроса на топливо и увеличение прибыли нефтепереработчиков приведут к тому, что в среднесрочной перспективе коэффициент использования мощностей НПЗ будет по-прежнему высоким.
В Европе коэффициент использования мощностей НПЗ составил 87,2%. Это 10,6 млн. баррелей в день. По сравнению с предшествующим месяцем данный показатель возрос на 1,0 процентный пункт, или 127 тыс. баррелей в день. По сравнению с прошлым годом показатель возрос на 4,9 процентных пункта, или 598 тыс. баррелей в день.
Коэффициент использования мощностей НПЗ в Японии в мае составил в среднем 80,4%. Это 2,8 млн. баррелей в день. По сравнению с предшествующим месяцем производительность сократилась на 349 тыс. баррелей в день. По сравнению с прошлым годом показатель сократился на 123 тыс. баррелей в день.
В Китае коэффициент использования мощностей НПЗ составил в среднем, 86,5% – это 11,3 млн. баррелей в день. По сравнению с предшествующим месяцем показатель сократился на 6,0 процентных пунктов, или 800 тыс. баррелей в день. По сравнению с прошлым годом показатель снизился на 1,0 процентный пункт, но в абсолютном выражении возрос на 286 тыс. баррелей в день.
В Сингапуре коэффициент использования мощностей НПЗ составил в среднем 83,3%, или 1,3 млн. баррелей в день. По сравнению с предшествующим месяцем показатель возрос на 3,0 процентных пункта, или 41 тыс. баррелей в день. По сравнению с прошлым годом показатель возрос на 2,0 процентных пункта, или 25 тыс. баррелей в день.
Рынок нефтепродуктов. В США внутренний спрос на бензин в мае оказался высоким, несмотря на то, что запасы возросли на 1,1 млн. баррелей.
В мае спред между нефтью WTI и производными нефтепродуктами составил в среднем $26,7 за баррель, что на $1,7/баррель больше, чем в предшествующем месяце, и на 58 центов больше, чем в прошлом году. Спред между ценой на WTI и ценой на реактивное топливо и керосин в мае составил в среднем $21,1/баррель, что на $2,3/баррель больше, чем месяцем ранее, и на $10,1 больше, чем в прошлом году. Спред между ценой на нефть и американским газойлем продолжил увеличиваться и составил $15,6/баррель, что на $1,8 больше, чем в предшествующем месяце, и на $7,4 больше, чем в прошлом году. Этому способствовало сокращение запасов вследствие повышенного внутреннего спроса. Цена на газойль достигла рекордных $85/баррель. Что касается тяжелых фракций нефти, то спред между сырьем и нефтепродуктами увеличился из-за сокращения запасов. В мае спред между американским мазутом и нефтью WTI составил минус $5,3/баррель, что на $4,4 больше, чем в предшествующем месяце, и на 42 цента больше, чем в прошлом году.
Европейский рынок. В мае европейский рынок бензина усилился, равно как и спрос со стороны США и на западе Суэцкого канала. В результате спред между сырьем и нефтепродуктами увеличился.
Спред между нефтью Brent и продуктами переработки в мае составил в среднем $19,7 за баррель, что на 60 центов больше, чем в предыдущем месяце, и на $1,3 больше, чем в прошлом году. Спред между нефтью Brent и реактивным топливом и керосином составил в среднем $16,2/баррель, что на 31 цент больше, чем в предыдущем месяце, и на $5,5 больше, чем в прошлом году. Рынок газойля показал хорошие результаты в свете увеличения внутреннего спроса. Сокращение производства в России из-за сезона технических работ способствовало увеличению спреда между сырьем и газойлем в Европе. Ожидается, что в течение автомобильного сезона спрос на продукты нефтепереработки увеличится, но он будет удовлетворен благодаря завершению технических работ на российских заводах.
В мае спред между нефтью и газойлем составил в среднем, $14,4 за баррель, что на 54 цента больше, чем в предыдущем месяце и на $3,8 больше, чем в прошлом году.
Спред между ценой на нефть и ценой на мазут увеличился. Этому способствовало в том числе увеличение сезонного спроса в странах Ближнего Востока. Ожидается, что в краткосрочной перспективе спред между сырьем и мазутом продолжит расти также благодаря повышенному сезонному спросу со стороны независимых китайских нефтепереработчиков.
В Европе спред между сырьем и мазутом в мае составил в среднем минус $14,2/баррель. Это на $1,8 больше, чем в предшествующем месяце, но на $2,5 меньше, чем в прошлом году.
Азиатский рынок. Рынок бензина в Азии восстанавливается после негативных тенденций предшествующего месяца. Увеличение торговых возможностей с Индонезией, а также рост спроса на бензин способствовали увеличению спреда между сырьем и продуктами переработки.
Запасы бензина в Сингапуре возросли на 4,7%. Это оказало давление на региональный рынок и не позволило спреду между сырьем и бензином вырасти еще больше. В Сингапуре спред между бензином и нефтью составил в среднем $11,1/баррель, что на $0,9 больше, чем в предшествующем месяце, и на $0,4 больше, чем в прошлом году.
Новые правила налогового регулирования в отношении импорта продуктов нефтепереработки в Китае дополнительно поддержали рынок нефтепродуктов, так как местные нефтеперерабатывающие заводы начали переключаться на нафту, чтобы избежать налога на импорт сжиженного нефтяного газа.
Спред между сырьем и нафтой в Сингапуре составил в среднем, $0,5/баррель, что на $1,6 больше, чем в предшествующем месяце, и на $0,8 больше, чем в прошлом году.
В мае рынок реактивного топлива и керосина несколько ослаб из-за высокого уровня запасов и высоких розничных цен. Увеличение производства реактивного топлива и керосина в США ограничивает экспортные возможности для азиатских производителей. Соответственно спред между ценой на сырье и ценой на реактивное топливо и керосин в мае сократился. В Сингапуре спред между сырьем и реактивным топливом и керосином составил в среднем $15,7/баррель, что на $1,1 больше, чем в предшествующем месяце, и на $5 больше, чем в прошлом году.
Спред между нефтью и газойлем несколько увеличился благодаря мощному спросу вкупе с низкими запасами. Запасы газойля достигли рекордно низкого за три года значения. В Сингапуре спред между сырой нефтью и газойлем составил в среднем $16,1/баррель. Это на 32 цента больше, чем в предшествующем месяце, и на $4,2 больше, чем в прошлом году.
Спред между сырьем и мазутом в Сингапуре увеличился вследствие сокращения производительности заводов. Положительное влияние оказал рост спроса в странах Ближнего Востока, вызванный сезонным фактором. В среднем спред между нефтью и мазутом в Сингапуре составил минус $6,1/баррель. Это на $1,1 больше, чем в предшествующем месяце, но на $1,1 меньше, чем в прошлом году. (oilstat.ru/Химия Украины и мира)