Украинский рынок лекарств собираются серьезно перестроить и переделить. В Верховной Раде зарегистрирован проект изменений (№1199) в Закон “О лекарственных средствах”. Далеко не все законопроекты, попадающие в парламент, становятся законами, но тот факт, что среди инициаторов этого документа замечены такие “реформаторы”, как Мусий, Геращенко и Кужель, и поддерживает их не кто иной, как сама глава профильного комитета ВР Ольга Богомолец, говорит о том, что за проектом стоит серьезное лобби.
Документ готовился ударными темпами. Впервые о нем стало известно в тот же день, когда состоялось первое заседание только что созданной рабочей группы при комитете Верховной Рады по охране здоровья – 18 апреля 2018 г. У экспертов фармакологического сообщества эта спешка вызвала недоумение, все-таки реформы в такой чуткой сфере, как здравоохранение, требуют взвешенного и содержательного подхода. Критики выражали сомнения, не отразится ли принятие непродуманных изменений на доступности лекарств для населения.
Опубликованный на сайте Рады законопроект №1199 предполагает 9 наиболее важных нововведений.
- Запрет на продажу лекарств в неположенных местах. Их позволяют реализовывать исключительно в аптеках и аптечных пунктах.
- Сокращение количества аптек путем обязательного территориального регулирования: они не должны быть ближе 500 м друг от друга.
- Держателям аптек запрещается заниматься другими видами хозяйственной деятельности, кроме продажи лекарств.
- Физлицо-предприниматель (ФЛП) для продажи медпрепаратов обязано иметь высшее образование не ниже второго уровня (магистр) в категории “Фармация”.
- ФЛП для работы с лекарствами обязано иметь сертификат провизора-специалиста от заведения последипломного образования.
- Предпринимателю запрещены подработки: он не имеет права одновременно работать в другой аптеке.
- ФЛП не имеет право на аптечные сети, оно не может открывать более одной аптеки.
- В составе юридического лица, продающего медпрепараты, должно быть не менее трех основателей (акционеров), не представленных в других компаниях и ФЛП, причем все должны выполнять вышеуказанными образовательные требования.
- Юрлицо не может иметь более 4 аптек розничной торговли на область и более 8, если оно занимается производством лекарств.
В пояснительной записке авторы обрисовали благие цели законопроекта: это и адаптация законодательства к нормам Евросоюза, и борьба с монополизмом и недобросовестной конкуренцией. Но в Украине уже немало хороших законов, которые не выполняются или выполняются в чьих-то персональных интересах. Так что ключевой момент – в чьих интересах будет выполняться этот закон в случае его принятия.
Главные факты. Законопроект бьет по малым предприятиям, хотя в преамбуле говорится как раз об их защите. ФЛП предлагается в течение 3 месяцев привести свою деятельность “в соответствии с требованиями к индивидуализации субъектов розничной торговли лекарственными средствами и мест для осуществления ими деятельности”, а в течение года экстренно стать провизорами. Для тех, кто не является провизором, это требование означает закрытие. В целом положительный момент – продажей медпрепаратов займутся профессионалы. В городе требования будут выполнимы, однако непонятно, что будет в сельской местности, где лекарства чаще всего продают именно “необразованные” ФЛП. Захотят ли крупные аптечные сети погружаться в небольшие населенные пункты – вопрос.
Бизнес сможет легко обойти ограничение по владельцам аптечных сетей. Схем для этого хватает. И, скорее всего, предприниматели поступят очень просто – закроют действующие предприятия и тут же откроют новые на новых основателей. Ничего сложного в этом нет.
Расстояние между аптеками в 500 м – это хорошо. Не будет аптек на каждом углу и бешенной конкуренции. Но, конечно же, если кто-то будет за этим следить. Непонятно, чьей обязанностью станет данный контроль, будет ли фактически осуществляться или увязнет в коррупции.
Новые требования и борьба с мелкими сетями аптек со ссылкой на европейские стандарты могут сыграть на руку крупным сетям и вылиться в монополизацию рынка. И как следствие – в рост цен на рядовых потребителей.
Чем все обернется. Благие цели законопроекта отметили и представители фармацевтического сообщества. Ассоциация представителей международных фармацевтических производителей в своем сообщении назвала необходимыми положения, которые направлены на определение и улучшение профессионального уровня специалистов в сфере фармацевтики, однако выделила и подводные камни законопроекта.
“Отметим, что действительно в странах Евросоюза установлены различные механизмы обеспечения конкурентной среды в аптечной сфере, в том числе путем установления минимального расстояния между аптечными учреждениями, повышенными требованиями к их учредителям, возможному количеству открытых точек. Однако считаем, что установление любых ограничений в возможности законного ведения экономической деятельности требуют предварительного широкого диалога со всеми заинтересованными лицами, о чем нам неизвестно, а также анализа их последствий”, – подчеркнули в ассоциации.
С этим согласен и президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. “АМКУ признал, что уже идет монополизация рынка, аптечные сети играют в этом большую роль. Это создает риски, препараты будут дороже, недоступнее, все идет в максимизацию прибыли. Все равно, что продавать, – тапочки, туфли, лекарства… Аптечный бизнес все-таки должен быть обращенным к человеку. У нас достаточно хороших законов. Но для людей они пишутся редко, они пишутся для кого угодно. В основном, чтобы заработать деньги”, – отметил он.
Сердюк обратил внимание, что в Украине отсутствуют 30% лекарств, которые используются европейскими врачами, но в законопроекте Богомолец задача исправить это положение не ставится. “В законе нет ни слова о том, что каждое лекарство должно иметь подтверждение терапевтической эквивалентности. Хлеба, зрелищ и таблетки – это три кита, на которых держится государство”, – заметил эксперт.
На пробелы в законопроекте обратила внимание и Ассоциация представителей международных фармацевтических производителей. “Считаем, что на данный момент актуальным является вопрос урегулирования порядка доступа пациентов к лекарственным средствам через современные электронные технологии – онлайн торговлю. К сожалению, сфера электронной торговли лекарственными средствами остается в стороне от фокуса внимания законодателей. Именно данный вопрос требует в текущей ситуации законодательного регулирования, так как, с одной стороны, отсутствуют ясные механизмы обеспечения безопасности получаемых пациентом лекарственных средств (с точки зрения их хранения, транспортировки, легальности происхождения), с другой – именно онлайн-торговля может значительно улучшить скорость и доступ пациентов к лекарственным средствам, в том числе маломобильных групп граждан”, – говорится в сообщении организации.
Первое прочтение показывает ориентацию законопроекта на защиту интересов крупного бизнеса и на вытеснение мелкого – ФЛП оттираются с аптечного рынка. Чего не делает документ – не защищает потребителями, на него он вообще не ориентирован. Ни на снижение или хотя бы на уравновешивание цен, ни на повышение доступности лекарств и расширение их ассортимента. (ubr.ua/Химия Украины и мира)