С 2017 г., когда украинские производители перешли на выпуск бензинов и дизтоплива стандарта Евро-5, условия на рынке выровнялись. Правда, для многих операторов пока еще сложно распрощаться с навязанным стереотипом, что импортное – лучше.
Многие украинские “нефтяники” не могут до конца осознать, что Шебелинский ГПЗ, который еще недавно выпускал продукцию, едва ли дотягивающую до Евро-2, теперь активно пропагандирует бензины и ДТ стандарта Евро-5 под торговой маркой Shebel. Что Кременчугский НПЗ при полной загрузке может полностью обеспечить украинский рынок качественным топливом Евро-5 отечественного производства. Что украинское ДТ ничем не хуже (и какую зиму подряд просто спасает автолюбителей), чем российский трубный продукт, продаваемый “Роснефтью” и ее сателлитами в Украине.
Сейчас оба украинских производителя проявляют достаточную гибкость к рынку, продавая топливо как по длинным термовым контрактам, так и по спотовым, что дешевле импортного паритета. Кроме конкурентных цен у украинских производителей есть еще одно преимущество: покупая импортное топливо, участники рынка отправляют валюту за границу, а работая с Кременчугом или Шебелинкой за гривну помогают экономике Украины в ее независимости.
В борьбе за клиента. С прошлого года украинские производители начали активно отвоевывать утраченный рынок. На сегодняшний день покупателями кременчугских и шебелинских нефтепродуктов являются как оптовые игроки, так и сети АЗС.
Так, за первое полугодие “Укртатнафта” суммарно отгрузила по железной дороге около 116 тыс. т бензина и дизельного топлива. Пул покупателей кременчугского достаточно широк – от небольших трейдеров до крупных национальных сетей АЗС. Одним из лидеров поставок является компания “Альянс Ойл Украина” (обеспечивает топливом сеть АЗС Shell), для которой железнодорожным транспортом было отгружено около 24 тыс. т нефтепродуктов (11,5 тыс. т бензина и 12,4 тыс. т дизельного топлива). В 2018 г. поставки по железной дороге увеличились в адрес структур WOG. Так, за полгода на нефтебазы “Континиума” в Днепропетровской, Запорожской, Полтавской, Черкасской, Харьковской, Кировоградской и Херсонской областей было выгружено более 11,4 тыс. топлива из Кременчуга (5,8 тыс. т ДТ и 5,6 тыс. т бензина). За весь 2017 г. WOG закупил около 11 тыс. т.
С апреля 2017 г. постоянным покупателем кременчугских нефтепродуктов является харьковская сеть Marshal (около 80 АЗС). Так, за шесть месяцев этого года на нефтебазу компании в Чугуеве с завода выгрузили около 4,2 тыс. т бензина и дизельного топлива. Также с заводом активно работает украинское представительство “Татнефти”, розничные активы которой находятся в Полтавской и Харьковской областях (более 75 АЗС). На 5 нефтебаз компании в январе-июне было поставлено 4 тыс. т нефтепродуктов.
С апреля отгрузки кременчугского бензина на нефтебазы в Броварах и под Васильков производила сеть АЗС KLO, суммарно оформив более 2,6 тыс. т. Столичная компания также активно работает еще с одним украинским производителем – Шебелинским ГПЗ “Укргаздобычи”. В 2017 г. структуры KLO суммарно оформили около 8 тыс. т ж/д партий бензинов и ДТ из Кременчуга.
Также бензин украинского производства поставлялся на нефтебазу концерна “Галнафтогаз” в Харькове. За полгода в адрес “ОККО-Бизнес Контракт” было отгружено около 4,7 тыс. т светлых нефтепродуктов. В “Концерне Галнафтогаз” сообщили, что никогда не закупали кременчугское топливо, а их компания фигурирует грузополучателем ресурса, адресованного “Альянс Ойл Украина”.
Кроме того, за отчетный период с железнодорожной станции Кагамлыкская осуществлялись поставки на нефтебазы сетей АЗС “Рур Групп” в Кировоградскую область, “Нефтетрнассервис” в Днепропетровскую, “Катрал Юг” в Одесскую, “Аветры” в Волынскую, “Автотранса” в Полтавскую и “Овиса” в Харьковскую.
Покупателей кременчугских нефтепродуктов, которые управляют розницей, гораздо больше. Источники на заводе отмечают, что более 80% бензинов и дизтоплива отгружается в автомобильный транспорт и поэтому вал объемов и круг покупателей ресурса намного шире – от трейдеров, конечных потребителей и сетей АЗС.
Шебелинская география. В январе-июне Шебелинский ГПЗ отгрузил более 48 тыс. т бензинов и дизельного топлива. В начале этого года “Укргаздобыча” заключила долгосрочный контракт со столичным оператором KLO на продажу брэндированных бензинов. На сегодняшний день KLO по терм-контракту получает около 1,4 тыс. т бензина А-92 Shebel. Суммарно столичная сеть получила от УГД уже более 8,1 тыс. т бензина Шебелинского ГПЗ.
За полгода около 2,5 тыс. т светлых нефтепродуктов у УГД закупила “БРСМ-Нафта”. Работает “Укргаздобыча” и с полтавской “Надеждой” За указанный период компания приобрела около 2 тыс. т шебелинских нефтепродуктов, которые были поставлены на нефтебазы в Сумской, Полтавской и Харьковской областей. УГД сотрудничает и с “Автотрансом”. За шесть месяцев этого года на нефтебазу компании в с. Супруновка было отгружено более 1,7 тыс. т бензина. Постоянным покупателем бензина УГД является и “Татнефть” – 1,6 тыс. т.
Исторически так сложилось, что харьковский “Маршал” является одним из крупных покупателей топлива “Укргаздобычи”. Из-за логистики и близкого расположения ГПЗ компания почти все топливо выбирает бензовозными нормами. Кроме того, на нефтебазу в Одесский регион шебелинский бензин отправляет сеть АЗС Sun Oil, а в Николаевскую область – сеть “Кворум Нафта”. На Черниговщине активным покупателем бензина “Укргаздобычи” является сеть АЗС “ТТ Нафта”.
В начале года небольшую партию бензина в 170 т приобрело у “Укргаздобычи” ОККО. Более того, бензин Шебелинского ГПЗ на нефтебазу в Ужгороде закупает закарпатский оптовик “Петра Вест”.
Многие игроки рынка, которые не хотят сильно афишировать закупку топлива украинского производства, акцентируют внимание, что эти бензины и ДТ реализуются в оптовом сегменте или берутся для кого-то по предзаказу, а на заправках продается “чистый” и, принято добавлять, качественный импорт. Однако большая часть из тех, кто открещивается от украинского топлива, с успехом его и продают, возможно, для пущей уверенности заменяя паспортом “европейского” качества из Беларуси, стран ЕС или России.
В связи с этим немаловажным фактом является и ценообразование на продукцию, особенно это касается цен на “пистолете”, ведь сегодняшний “разлет” в 3 грн./л между ценами на украинское и импортное топливо качества Евро-5 не может не удивлять. Вдобавок эта разница будет заметна после того, как нефтяные котировки снизились с $79/барр. до $72/барр., или более чем на $50 на тонне черного золота.
Пока особыми победами украинского производителя радоваться рано: гиперроста производства на обоих заводах не произошло, хотя восстановление работы с крупными операторами, безусловно, важно. У украинских производителей сегодня есть все шансы увеличивать долю на топливном рынке, значит – загружать мощности заводов. Главными факторами, которые могут способствовать этому, является ценовая составляющая, а также готовность компаний-производителей к гибким условиям работы. Конечно, чтобы сохранить стандарт Евро-5 на растущих объемах производства, оба завода нуждаются в модернизации. По крайней мере, в Кременчуге на одной из площадок НПЗ активно кипит работа. “Укргаздобыча” пока “погрязла” в проектах.
На ужавшемся рынке бензинов украинский ресурс занимает уже половину рынка и есть все предпосылки для дальнейшего увеличения. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)