По Украине прошла волна подорожания автомобильного сжиженного газа – теперь его цена доходит до 16,02 грн. Причина повышения цен – дефицит поставок, которые прежде обеспечивались реэкспортом через Беларусь.
Вынужденный перерыв в поставках. 18 октября по всей Украине выросли розничные цены на сжиженный углеводородный газ (он же СУГ, он же LPG, он же пропан-бутан). Средний уровень цен по стране теперь составляет 16,02 грн./л. Как указывает профильная “Консалтинговая группа А-95”, на АЗС группы “Приват” стоимость автогаза выросла на 18-23 коп.: в “Авиас” СУГ стоит уже 15,68 грн./л, в “Укрнафте” – 15,62 грн./л. Автогаз на станциях Glusco подорожал на 25 коп. до 15,95 грн./л.; сети ОККО и WOG подняли цену на сжиженный газ на 12 и 11 коп. до 16,52 и 16,49 грн./л соответственно. На станциях AMIC, Shell, “БРСМ-Нафта”, KLO, “Надежда”, “Рур груп”, “Автопорт”, “Mango” и “Татнефть-АЗС-Украина” автогаз подорожал в пределах 4-28 коп.
Предыдущее подорожание автогаза пришлось на 20-е числа сентября. По словам участников рынка, и тот рост цен, и нынешний связан с дефицитом сжиженного газа у трейдеров. Существующий высокий спрос перестал покрываться импортом, в результате многие газонаполнительные станции стоят пустые. На нехватку СУГ наложилось очередное обострение ситуации с работой железной дороги. “200 вагонов с газом стоят – “железка” не справляется, нет тяги. Газ на рынке есть, но до клиентов вовремя он не доезжает”, – говорят участники газового рынка.
Дефицит сжиженного газа связан с тем, что прежде значительная часть его поступала в Украину из Беларуси по серым схемам реэкспорта из России. Но в конце сентября – начале октября Россия закрыла “белорусский канал”, одновременно открыв возможности для легальных прямых поставок СУГ из России в Украину. Однако логистика новых схем пока не отработана, потому на рынке возник временный дефицит пропан-бутана. Который, впрочем, может продлиться до Нового года, спровоцировав повышение цен, аналогичное прошлогоднему.
Новейшая история реэкспорта. В августе нынешнего года Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) жаловалась на то, что в Украине значительно выросли объемы теневых продаж сжиженного углеводородного газа (СУГ), более известного как пропан-бутан, предназначенного для заправки автомобилей на газовом топливе. Большая и быстрорастущая сеть нелегальных заправок сжиженным газом – как, впрочем, и вполне легальных его дилеров, – обеспечивалась поставками СУГ из Беларуси. По данным “Консалтинговой группы А-95”, за первое полугодие 2018 г. поставки СУГ из Беларуси в Украину выросли на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 258 тыс. т (191,7 тыс. т в первом полугодии 2017 г.). Однако при этом собственно белорусские производители “автомобильного” газа – госконцерн “Белоруснефть” и Мозырский НПЗ – незначительно увеличили поставки в Украину, так как их технические возможности ограничены, да и напрямую с серым рынком они стараются не работать. Как показало расследование информагентства Reuters, на самом деле по теневым каналам, полуофициально, в Украину с белорусской территории реэкспортировался сжиженный газ российского происхождения. В Беларуси он “паспортизировался”, то есть получал сертификаты, “подтверждающие” его местное происхождение.
Сжиженный газ из России через Беларусь поступал не только в Украину, но и в Польшу, и в страны Балтии. По официальным данным, железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь во втором полугодии 2017 г. вырос на 60% по сравнению с первым полугодием 2016 г., до 56 тыс. т в месяц, в январе-мае 2018 г. – еще на 41% до 79 тыс. т в месяц. Если посчитать, то выходит, что за первое полугодие 2018 г. совокупный объем поставок составил 474 тыс. т. Однако в реальности к августу поставки шли в еще больших объемах: в мае железнодорожный экспорт СУГ из России в Беларусь увеличился до 107,375 т. Для сравнения: экспорт СУГ из России в Беларусь в 2015 г. и 2016 г. составлял в среднем лишь около 20 тыс. т в месяц.
“Настоящая революция в сфере серых поставок сжиженного газа из России произошла во второй половине 2017 г. после того, как 1 мая Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК) РФ ввела дополнительную процедуру получения спецразрешений на прямые поставки СУГ из России в Украину, – объяснял белорусский эксперт топливного рынка Кирилл Можейко. – Такое спецразрешение получил только один крупный производитель – “Роснефть”. Именно он с тех пор стабильно и полностью легально поставлял напрямую в Украину порядка 40 тыс. т СУГ каждый месяц. А вот прочим российским торговцам сжиженным газом пришлось действовать обходным путем, через белорусские газонаполнительные станции (ГНС). Россияне быстро стали лучшими клиентами крупных ГНС в Могилевской, Гомельской и Брестской областях – то есть вдоль границы с Украиной”. По словам эксперта, до недавних пор в Украину перенаправлялась примерно половина СУГ, поступавшего в Беларусь по реэкспортной схеме. Потом крупнейший экспортер СУГ из РФ – “СИБУР” – начал все больший объем отправлять в Польшу, а в “украинскую” нишу вошли поставщики помельче. Юридические вопросы решались просто: российский поставщик СУГ либо регистрировал в Беларуси дочернюю компанию, либо заключал договор с местной фирмой, уже работающей на рынке сжиженного газа. Работа через белорусские компании позволяла российским производителям СУГ “превращать” его на белорусской территории в де-юре белорусский сжиженный газ, таким образом обходя санкции. А далее “белорусский” СУГ уже вполне легально отправлялся в Украину.
“Наиболее сложная ситуация с точки зрения диверсификации поставок наблюдается в сфере сжиженного газа. На импорт из Беларуси и России приходится 60% украинского потребления. Однако в отличие от дизтоплива и бензина каналы поставок сжиженного газа и инфраструктура не так развиты, – сказал президент Нефтегазовой ассоциации Украины Дмитрий Кулик. – В частности, остро не хватает хранилищ (газонаполнительных станций, ГНС), морских перевалочных комплексов и парка вагоноцистерн. В Украине есть только два морских газоперевалочных комплекса – в Одессе и Ильичевске, которые контролируются группой “Приват”. Однако их мощностей будет недостаточно, чтобы полностью перекрыть дефицит сжиженного газа в случае прекращения поставок из России и Беларуси. Прекращение поставок сжиженного газа из Беларуси может привести к дефициту автогаза и уж точно к росту цен на все виды топлива (бензин, ДТ и автогаз)”.
С конца августа объемы реэкспорта российского газа в Украину через Беларусь быстро уменьшаются. В конце сентября разрешение ФСТЭК на прямые поставки СУГ на украинский рынок получили еще две российские компании – “ЛУКойл” и “Газпром газэнергосеть”. Если прямые и на 100% легальные поставки из РФ достигнут достаточного объема, необходимость реэкспорта через Беларусь отпадет. Пока “ЛУКойл” не привозил большие объемы в Украину, но если начнет работать этот механизм, то уменьшится доля реэкспорта, потому что это был один из ответов на ограничение прямых поставок.
Как и предсказывалось неделю с небольшим назад, для украинских потребителей автомобильный пропан-бутан будет некоторое время дорожать. Ровно то время, пока сворачивание «серых» реэкспортных поставок не начнет компенсироваться «белыми” прямыми поставками из России. Вопрос только в том, когда именно ситуация нормализуется и на каком ценовом уровне. Нельзя также исключать и влияние политических моментов на ситуацию с автогазом, поскольку по большому счету Украина остается заложником России в этой истории. (Деловая столица/Укррудпром/Химия Украины и мира)