В октябре через порты на украинский рынок поступило рекордные 122,3 тыс. т дизельного топлива, или 19,3% от всего объема импорта, сообщили в “Консалтинговой группе А-95”. Рост морских поставок произошел на фоне неопределенности с импортом белорусского ресурса и снижения внутреннего производства.
По сравнению с сентябрем морской импорт вырос более чем в два раза (113%). Основной объем ДТ через порты поставили WOG, “Альянс Энерго Трейд” и “Трейд Коммодити”. В частности, WOG в октябре импортировал через море 24 тыс. т топлива, это при том, что последние три месяца его поставки были на уровне 5-7 тыс. т. “Альянс Энерго Трейд”, поставлявший ежемесячно по 8-11 тыс. т, в октябре импортировал 24,5 тыс. т. Компания Orange Oil поставила в порты Херсона и Измаила 8,6 тыс. т ДТ.
15 тыс. т в октябре по морю импортировала компания “Газтрим” (группа “Элемент Нафта”). За 9 месяцев 2018 г. месячный импорт ДТ этой компанией не превышал 6 тыс. т. Также впервые с декабря 2016 г. топливо импортировал “Приват”. Всего в одесский порт прибыл танкер на 30 тыс. т, но в октябре таможенное оформление прошла только пятая часть от этого объема – 6,6 тыс. т. Помимо “Привата” через Одесскую перевалку продолжает импортировать ДТ “Евростандарт”, поставив в октябре 10 тыс. т. “Трейд Коммодити” в октябре импортировал 25,8 тыс. т ДТ против 13,2 тыс. т в сентябре.
Всего в октябре на рынок поступило 688 тыс. т дизельного топлива, что на 10% превышает объем октября 2017 г. и на 19,4% сентября 2018 г.
92% поставок обеспечил импорт, всего 8% – внутреннее производство. По оценкам “А-95”, Кременчугский НПЗ снизил выпуск ДТ до 55,6 тыс. т (-5,1 тыс. т к сентябрю). Во второй половине октября завод прекратил выставлять свободные объемы в рынок, а управляющая заводом группа “Приват” сама испытывала дефицит и восполняла его за счет импорта.
Поставки из Беларуси практически остались на уровне сентября – 183 тыс. т. Это при том, что сразу несколько импортеров белорусского ДТ в течение всего месяца сообщали, что Белорусская нефтяная компания уведомила о возможных ограничениях отгрузок для Украины. Несмотря на сохранение объема, доля ДТ белорусских НПЗ в октябрьском балансе по сравнению с сентябрем снизилась на 4 процентных пункта – с 31% до 27%.
Поставки из России составили 283,4 тыс. т (+10% к сентябрю). Из этого объема 248,3 тыс. т поступили по нефтепродуктопроводу “Самара-Западное направление”, остальные 15,1 тыс. т – по железной дороге.
В октябре на 60% увеличились поставки литовского ДТ из НПЗ группы Orlen и составили рекордные для текущего года 63 тыс. т.
Неопределенность поставки ДТ из Беларуси сохраняется в ноябре. Если политика белорусских экспортеров в отношении Украины не изменится, в ноябре также ожидается повышенный объем поставок топлива через морпорты.
В ходе выступления на конференции Black Sea Petroleum Trading 2018 директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн акцентировал внимание на важности значения морских нефтеперевалочных комплексов в случае прекращения поставок нефтепродуктов из России и Беларуси. По мнению С. Куюна, для повышения надежности системы нефтепродуктообеспечения необходимо создание государственной перевалки нефтепродуктов, системы запасов нефти и нефтепродуктов, а также реквизиция и формирование необходимого подвижного состава. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)