В Казахстане пока не будут строить четвертый НПЗ. После модернизации существующих заводов производство нефтепродуктов покроет рост спроса до 2026-2027 гг., сообщил министр энергетики РК Канат Бозумбаев.
“Четвертый НПЗ пока строиться не будет. Точка. Почему? Потому что “КазМунайГаз” привлек две мировые компании. Под руководством рабочей группы, которую возглавляло Минэнерго, нам доложились, а мы доложили правительству о том, что благодаря проведенной модернизации у нас есть хороший лаг до 2026-2027 гг. Но если мы газифицируем коммунальный транспорт и другие виды транспорта, то это даст нам экономию от 400 до 500 тыс. т по дизельному топливу. До 2030 г. новые мощности для внутреннего рынка не будут нужны”, – рассказал К. Бозумбаев.
Он отметил, что перспективы строительства завода будут зависеть от темпов роста экономики Казахстана. “Мы будем жестко мониторить, с учетом определенного уровня потребления, как только потребление достигнет 10,5 млн. т основных нефтепродуктов, тогда нужно будет принимать решение о строительстве НПЗ, понимая, что на это нужно будет не менее пяти лет. Поэтому по четвертому НПЗ, который осознанно правительство должно построить в ближайшие годы, решения нет”, – уточнил глава ведомства.
В Казахстане на протяжении нескольких лет рассматривается вопрос строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода. В мае 2018 г. глава Минэнерго РК сообщал, что к осени в министерстве будут готовы ответить на вопрос, где должен находиться завод, какой мощности и какие продукты он должен вырабатывать.
Предварительное решение о строительстве четвертого НПЗ в Казахстане было принято на основании сформированного рабочей группой при правительстве РК прогнозного баланса. “Согласно проведенному анализу, модернизация НПЗ даже если и покрывает потребности рынка основных видов ГСМ, но покрывает не стабильно и в краткосрочном периоде. При этом дефицит автобензинов образуется между 2021 и 2023 годами, дизельного топлива – между 2018 и 2023 годами, авиакеросина – после 2026 года”, – говорилось в документе.
В материалах, размещенных на сайте правительства РК, уточнялось, что любая внеплановая остановка действующих в республике НПЗ приводит к дефициту ГСМ на внутреннем рынке, вследствие чего растут цены на нефтепродукты.
В настоящее время в Казахстане действуют Атырауский, Павлодарский и Шымкентский НПЗ. По окончании модернизации мощность переработки нефти на трех заводах возрастет с 13,8 до 16,5 млн. т. Увеличится выпуск всех видов светлых нефтепродуктов. Объем производства автомобильного бензина вырастет на 2,35 млн. т, дизтоплива – на 0,9 млн. т, авиакеросина – на 0,54 млн. т. (rupec.ru/Химия Украины и мира)