Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил о стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и предотвращении роста цен. Однако стабилизация была достигнута за счет нефтяников – переработка нефти на российских НПЗ в первом квартале стала убыточной. Разработанный для компенсации убытков демпферный механизм оказался неэффективным. Особую озабоченность вызывает ситуация на рынке нефтепродуктов Дальнего Востока.
Медведев в Думе. Медведев выступил в Государственной Думе с отчетом о работе правительства в прошлом году. Российский премьер поставил в заслугу правительству стабилизацию ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов после скачка цен в первой половине прошлого года.
Оптовые и розничные цены на нефтепродукты – прежде всего бензин и дизельное топливо – взлетели в апреле-июне 2018 г. Правительство РФ и регулирующие органы были вынуждены принять экстренные меры: цены заморозили на уровне 30 мая, снизили акцизы на бензин и дизельное топливо. Для предотвращения роста цен на моторное топливо был привлечен вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве ТЭК. “Ситуация в прошлом году вышла из-под контроля. Это плохо. Пришлось в нее вмешиваться. Установить целый ряд правил и даже, что называется, погрозить пальцем компаниям, которые производят нефтепродукты, под страхом введения так называемых заградительных экспортных пошлин”, – сказал Медведев.
Для недопущения подорожания нефтепродуктов правительство установило режим “ручного управления” оптовых и розничных цен. При участии Козака Минэнерго РФ и ФАС в октябре прошлого года подписали соглашение о заморозке цен на моторное топливо до 31 марта 2019 г. с десятью крупнейшими нефтеперерабатывающими компаниями – “Роснефтью”, “Газпромом”, “Сургутнефтегазом”, “Русснефтью”, “Газпром нефтью”, “Новым потоком”, “Нефтегазхолдингом”, “ЛУКойлом”, “ТАИФ-НК” и “Татнефтью”.
В конце прошлого месяца Кабмин счел необходимым продлить соглашение на второй квартал 2019 г. Для усмирения нефтяников правительство пригрозило ввести лицензирование экспорта.
Выступая перед депутатами Думы, Медведев особо подчеркнул, что объективных причин для существенного подорожания моторного топлива не существует. Рост цен на бензин и дизтопливо должен остаться в пределах среднего показателя инфляции. “Я надеюсь, что все останется именно в тех пределах, которые мы обозначили”, – заверил народных избранников премьер.
Повысили налоги, заморозили цены. 5 апреля правительство РФ продлило соглашение о сдерживании роста цен на внутреннем рынке моторного топлива. В Кабмине уверены в эффективности демпфирующего механизма, который позволит развиваться розничной торговле нефтепродуктами и обеспечит рентабельную работу нефтеперерабатывающих предприятий. Однако результаты первого квартала 2019 г. для российских НПЗ оказались печальными – переработка нефти в России стала убыточной.
С 1 января в России вступил в конечную стадию налоговый маневр, который предполагает поэтапное повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины на нефть. Рост НДПИ ведет к подорожанию сырья для российских НПЗ, повышению цен на конечную продукцию и снижению конкурентоспособности. Кроме того, с начала года акцизы на бензин и дизельное топливо были повышены до 12314 руб./т и 8541 руб./т соответственно – в полтора раза по сравнению с концом 2018 г. Правительство планирует дальнейшее повышение акцизов в 2020 и 2021 годах. В этом году был повышен НДС с 18% до 20%, что также ведет к удорожанию продукции российских НПЗ.
Одновременно с увеличением налоговой нагрузки правительство стремится сдержать рост цен на моторное топливо внутри страны, опасаясь социального недовольства.
Тришкин кафтан. “Мы наблюдаем ситуацию, когда нефтепереработка в нефтедобывающей стране убыточна. Налоги на внутреннем рынке значительно выше, чем на внешнем. Акциз и НДС составляют 40% цены. Ничем эту разницу не покрыть, поскольку предпринимается все, что возможно: от фиксации розничной цены до ограничения экспорта при единовременном росте налогов на внутреннем рынке”, – считает президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.
В результате налогового маневра и монетарной политики, направленной на занижение курса рубля, повысилась привлекательность экспорта как нефти, так и нефтепродуктов, включая моторное топливо. По подсчетам экспертов НТС, в начале апреля разница между экспортной альтернативой (netback) и биржевой ценой на моторные топлива на внутреннем рынке составила 20 тыс. руб./т для товарного бензина и 11 тыс. руб./т для дизельного топлива.
Для компенсации потерь от обязательных поставок нефтепродуктов на внутренний рынок по фиксированным ценам правительство разработало демпфирующий механизм. Нефтяникам пообещали компенсировать до 60% разницы между ценами на нефтепродукты за рубежом и на внутреннем рынке. Однако представители большинства нефтяных компаний считают, что демпфирующий механизм является неэффективным и требует доработки.
По мнению НТС, нефтепереработка оказалась в зависимости от текущей налоговой политики и нежелания правительства уменьшать налоговую нагрузку на реальный сектор экономики, прежде всего на нефтеперерабатывающую отрасль. Розничная торговля испытывает давление от сдерживания роста цен на внутреннем рынке. Сегменты рынка моторного топлива – нефтепереработка и сбыт – сейчас зажаты в регуляторных тисках. Регулирующие ведомства в режиме ручного управления определяют, кто получает прибыль, а кто несет убытки. В 2018 г. убытки несли розничные сбытовые сети, в первую очередь независимые АЗС, в 2019 г. – нефтеперерабатывающие предприятия.
Дальний Восток: НТС бьет тревогу. Обостряется ситуация на рынке нефтепродуктов на Дальнем Востоке. Независимые розничные сбытовые сети оказались в тяжелом положении в мае прошлого года, а в этом году ситуация в отличие от остальной России к лучшему не изменилась.
В этом стратегически важном регионе существуют всего два нефтеперерабатывающих предприятия – входящий в “Роснефть” Комсомольский НПЗ и контролируемый “Нефтегазхолдингом” НПЗ в Хабаровске. Наличие только двух производителей моторного топлива и удаленность дальневосточного рынка от других НПЗ привели к сокращению предложения и росту оптовых цен. Под удар попали независимые сети АЗС, которые не способны конкурировать со сбытовыми подразделениями “Роснефти” и “Нефтегазхолдинга”. Независимые розничные сети, доля которых на Дальнем Востоке является преобладающей, вытесняются с рынка и закрываются.
В НТС бьют тревогу и считают, что необходимо принимать срочные меры для обеспечения Дальнего Востока моторным топливом: ввести льготный налоговый режим, снизить железнодорожные тарифы или изменить порядок биржевых торгов для обеспечения потребностей региона. Эти меры позволят направить на Дальний Восток бензин и дизель из европейской части страны или регионов Сибири.
По мнению президента НТС, в связи с повышением мировых цен на нефть ситуация на Дальнем Востоке может сталь критической, поэтому требуется вмешательство на самом высоком уровне – лично Владимира Путина. НТС готовит соответствующее обращение в адрес президента России.
Минфин, смени демпфер. По результатам первого квартала можно утверждать, что предложенный финансовым блоком правительства демпферный механизм не работает и губителен для нефтеперерабатывающей отрасли. По разным оценкам, из-за высокой налоговой нагрузки, “замороженных” цен на нефтепродукты и неработающего демпферного механизма потери НПЗ с января по март этого года составили около 60 млрд. руб.
При этом Минфин продолжает настаивать на изъятии значительной доли нефтяных налогов, оправдывая такую политику необходимостью наполнения российского бюджета. Правительство получает огромные сверхдоходы из-за разницы между нефтяными ценами, которые заложены в бюджет, и реальными котировками Urals. В этом году бюджет РФ сформирован исходя из цены на Urals $40,8/барр. + 2% индексации, с профицитом 1,8% ВВП. Однако на мировых рынках российская нефть стоила значительно дороже. Согласно бюджетному правилу, вся разница уходит в Фонд национального благосостояния, поэтому не способствует экономическому развитию страны.
По данным Минфина, профицит бюджета РФ в январе-марте 2019 г. превзошел запланированный показатель и составил 545,7 млрд. руб., или 2,2% ВВП. Правительство не может потратить даже те средства, которые запланированы в профицитном бюджете. При этом от повышения акцизов в этом году поступления составят около 300 млрд. руб.
ВИНК недовольны изобретенным в Минфине демпферным механизмом, но предпочитают не обострять отношения с правительством из-за угрозы введения заградительных экспортных пошлин. Основные доходы нефтяники получают от поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Но противоречия нарастают, поэтому выход из “налогового тупика” должен быть найден. Минэнерго предлагает изменить параметры демпферного механизма, что позволит увеличить компенсационные выплаты нефтяникам.
Определяющий экономическую политику Минфин на уступки идти не готов. Пока не готов. (nangs.org/Химия Украины и мира)