Что будет, если Кремль, как и анонсировал, перекроет с 1 июня поставки в Украину из РФ угля, нефти и нефтепродуктов? Эксперты сходятся во мнении: наша экономика точно не рухнет.
Что именно ограничат для Украины? Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее список товаров, которые с 1 июня можно будет вывозить из РФ в Украину только на основании отдельных разрешений.
“Перечень товаров, вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Министерством экономического развития РФ (МЭР): уголь каменный; брикеты, окатыши и аналогичные виды твердого топлива, полученные из каменного угля; лигнит, или бурый уголь, агломерированный или неагломерированный, кроме гагата; кокс или полукокс из каменного угля, лигнита или торфа, агломерированные или неагломерированные; уголь ретортный”, – уточнятся в постановлении.
Также российское МЭР будет выдавать разрешения на экспорт бензина, дизельного топлива, прямогонного бензина (нефти), пропанов, бутанов и прочих сжиженных газов.
При этом постановление устанавливает полный запрет на поставку в Украину нефти и нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, а также этилена, пропилена, бутилена, бутадиена, нефтяного вазелина, парафина, нефтяного кокса, нефтяного битума, битумных смесей на основе природного асфальта, природного битума, нефтяного битума, минеральных смол, этана, бутана, изобутана, бензола, толуола и ксилола.
Понятно, что из всего этого перечня наиболее критичны для Украины уголь, бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. Сырой нефти в Украине перерабатывается предельно мало, ее потребление вполне закрывается собственной добычей.
Пока перечисленные ограничения выглядят скорее как “предварительный ультиматум” новому президенту Украины. То есть они обозначены, но не введены в силу, да и в дальнейшем конкретные решения будут приниматься ситуативно.
Оспорить это решение в международных инстанциях будет сложно. “Какие меры могут предпринять власти? Украина будучи членом ВТО может оспорить шаги российской стороны в Органе по разрешению споров организации (далее – ОРС). Однако в свете решения по недавнему делу DS512 “Россия – меры в отношении транзита” (далее – транзитное дело) новый спор не представляется перспективным, – прокомментировала адвокат, руководитель практики международной торговли ЮФ “Ильяшев и Партнеры” Алена Омельченко. – Дело в том, что в транзитном деле было доказано существование длящейся “чрезвычайной ситуации в международных отношениях” между Украиной и РФ. Этот факт позволил РФ сослаться на исключение по соображениям безопасности и доказать правомерность своих мер. Весьма вероятно, что Россия сможет обосновать и новые ограничения тем же исключением. В определенном смысле упомянутое решение “развязывает руки” сторонам во взаимном применении торговых ограничений. Теперь Украина может правомерно расширить свои ответные меры”.
Можно вспомнить и то, что РФ уже второй раз вводит запрет на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Украину. Впервые такое решение было принято в сентябре 2015 г. – тогда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) ограничила поставки дизельного топлива. Прокачка возобновились только в мае 2016 г., при этом Москва подчеркивала, что поставки идут исключительно для гражданских целей и не предназначены для нужд украинской армии. 8 февраля 2017 г. прокачка вновь была приостановлена из-за перезаключения экспортных контрактов, это продлилось до начала марта.
Страшилки от Коломойского и их опровержение. Запрет правительства РФ на экспорт нефти в Украину и ограничение поставок нефтепродуктов в нашу страну может привести к коллапсу в украинской экономике и подорвать национальную безопасность, говорится в сообщении принадлежащей Игорю Коломойскому компании “Укртатнафта”. Компания также отмечает, что подтверждает свои намерения и возможности стабилизировать ситуацию на украинском рынке путем увеличения переработки нефтяного сырья каспийских месторождений и обеспечить страну нефтепродуктами в полном объеме.
“Укртатнафта” также обратила внимание госорганов Украины на необходимость немедленной разработки и внедрения комплекса мер “по устранению налоговых и других преференций”, которые распространяются на поставки нефтепродуктов из РФ. “При этом содействие отечественным нефтеперерабатывающим предприятиям в наращивании собственного производства станет залогом обеспечения потребностей экономики государства в топливе и диверсификации поставок нефтепродуктов”, – говорится в сообщении.
В апреле 2018 г. компания “Укртатнафта” (собственник Кременчугского НПЗ) выдвигала идею законодательно ограничить поставки топлива из России и Беларуси. Суть предложения заключалась в том, чтобы установить для российского и белорусского топлива постепенно уменьшающуюся суммарную квоту: 90-55 тыс. т бензина в месяц и 250-150 тыс. т ДТ в месяц. С объемов, превышающих квоту, поставщики платили бы до 30% спецпошлины.
Однако наши эксперты считают, что “Укртатнафта”, мягко говоря, сгущает краски. Так, директор консалтинговой группы “А-95” Сергей Куюн напомнил, что основные позиции украинского импорта из России – дизтопливо и сжиженный газ – занимают до 40% рынка. По его мнению, по дизелю замещение произойдет за счет поставок из Беларуси, морских поставок и увеличения объемов переработки на Кременчугском НПЗ. Можно ожидать роста цен в среднем на 1-1,5 грн./л. Примерно то же по сжиженному газу: замещение пойдет за счет поставок морем, из Казахстана и через западную границу. Прогнозируемый рост цен – на 2 грн./л по сравнению с нынешним уровнем. “Но для переключения на новые источники поставок необходим месяц. Этот месяц будет наблюдаться ценовая турбулентность с непрогнозируемым изменением цены. И не факт, что рост цен вообще будет, сейчас, например, котировки идут вниз, – сказал Сергей Куюн. – Так что смертельного ничего нет, сохраняйте спокойствие. Зато в итоге получим диверсифицированный и независимый от РФ рынок со своей нефтепереработкой”.
Нефть и нефтепродукты из России – это 41% украинского импорта этих товаров. Сюда как категорию риска можно добавить импорт (37%) из Беларуси, то есть находящийся под влиянием России.
“Украина будет покупать энергоресурсы немного дороже – в первую очередь речь идет о дизтопливе и сжиженном газе. Они подорожают, зато будут поступать из других источников. Это в первую очередь морские поставки, а также поставки с Запада (Польша, Литва). Поэтому для Украины нужно время, чтобы заменить источники поставок. Трейдинг такие задачи может решить без проблем за месяц-два. Уже наработаны поставки через порты, так что трагедии быть не должно, – сказал директор консалтинговой компании ExPro Consulting Геннадий Кобаль.
А вот с углем, по его словам, все сложнее, поскольку 2/3 угля у нас поступает из РФ, из них по антрациту – почти 100%. Значит, придется покупать через Польшу. Для Украины это будет дороже на сумму транспортировки”.
Вернется ли белорусский реэкспорт? Несмотря на прекращение с осени прошлого года реэкспорта российских углеводоровов в Украину через Беларусь, наша северная соседка все еще остается поставщиком большого объема нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива и бензина. Несмотря на действующее межправительственное соглашение о возврате полученного из российской нефти бензина поставщику, Минск продает большую его часть Киеву: это выгодно, поскольку цены на нефтепродукты в Украине значительно выше и прибыли они дают гораздо больше – Беларусь получает около 100 евро с каждой тонны нефтепродуктов, поставляемых в Украину.
Повлиять на ситуацию может завершение налогового маневра в нефтяной отрасли РФ: он приведет к выравниванию цены и снижению прибыли Беларуси от поставок нефтепродуктов в Украину. Напомним, что налоговый маневр предусматривает постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с 30% до 0% от ее цены в течение шести лет. Доходы российского бюджета компенсируют через увеличение налога на добычу полезных ископаемых, уплаченного недпропользователями при добыче газового конденсата и нефти.
По данным Белстата, в 2018 г. экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Украину сократился на 11,9% до 3,16 млн. т. При этом объем экспорта в стоимостном выражении увеличился за год на 15% до $2,09 млрд. Основная часть нефтепродуктов поступает в Украину с Мозырского НПЗ, посредник – Белорусская нефтяная компания. При этом доля последней в украинском импорте бензина достигает 81%, в импорте дизельного топлива – 40%. (Деловая столица/Укррудпром/Химия Украины и мира)