Приближается середина лета, а с ней и новые проблемы для рынков ГСМ. Пик отпускного сезона еще впереди, а соглашение с нефтяными компаниями по заморозке цен на топливо действует до 1 июля. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что не видит предпосылок для продления соглашений с нефтяными компаниями. По его мнению, договоренности по стабилизации топливного рынка будут выполняться и без него, поскольку соглашение о том, что рост цен на топливо не должен превышать инфляцию, никто отменять не собирается. Однако эксперты не столь радужно смотрят на сложившуюся ситуацию, предполагая, что в лучшем случае все закончится ростом цен на 9 руб./л.
Вице-премьер сообщил, что на сегодняшний день, исходя из ситуации на бирже и мировых цен нефти, а также тех решений, которые приняты в правительстве, нет оснований для продления соглашения после 1 июля. “Правительство и наш нефтяной сектор экономики выполнят свои обязательства. Мы об этом договорились – о том, что рост цен не будет превышать инфляцию. Мы подготовили правительству корректировки закона, Налогового кодекса, корректировки того демпфера, который был введен еще в прошлом году, и в совокупности демпфер, согласованный с нефтяными компаниями, обновленный демпфер, позволяет нам уверенно говорить о том, что мы эти обязательства выполним”, – заявил вице-премьер.
Правительство и десять крупных нефтекомпаний РФ 31 октября 2018 г. подписали соглашения о стабилизации рынка топлива с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г. Согласно договоренности, компании повысили розничные цены с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС), а с 1 февраля индексируют их равномерно так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%). В конце марта действие соглашений было продлено до конца июня.
Генеральный директор ЗАО “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев напомнил, что перед пролонгацией этого соглашения в конце марта 2019 г. Дмитрий Козак пообещал больше его не продлять, поэтому сейчас нет другого выхода. “Соглашение поставило на грань кризиса всю российскую экономику. Поэтому непонятно, что произойдет раньше – перестанет действовать соглашение, или рухнет экономика, или, во всяком случае, бензиновый рынок”, – заметил эксперт.
Он пояснил, что с 1 января 2019 г. соглашение правительства с нефтяными компания зафиксировало цены на бензин и дизельное топливо, причем не только розничные цены, но и оптовые. “Правительство одновременно подняло в 1,5 раза акцизы на топливо, увеличило НДС на 2%, повысило НДПИ на 5% и увеличило тариф на перевозку нефти, бензина и дизельного топлива. В результате все НПЗ России стали убыточными. Убыток предприятий с каждого произведенного литра бензина составляет 6 руб. Все заводы по-разному выживали в этот период. НПЗ таких компаний, как “Роснефть”, “Газпром нефть”, “Славнефть”, “ЛУКойл”, дотировались за счет добывающих подразделений своих вертикально интегрированных компаний. Еще два завода дотировались за счет региональных бюджетов, поскольку их контрольные пакеты принадлежали региональным властям. Восьми независимым НПЗ дотировать свою деятельность было нечем, они набирали кредиты и очень быстро оказались в той или иной степени в состоянии банкротства. Яркий пример – ситуация с Антипинским НПЗ, который остановил работу, встав на циркуляцию. У нас вся налоговая нагрузка перенесена на НПЗ”, – рассказал Танкаев.
Он напомнил, что цены на топливо в стране намного ниже, чем у соседей, поэтому с 2015 г. импорт ГСМ в Россию прекратился. “Сейчас ресурсов для экспорта бензина нет вообще. Если в России хоть немного вырастет потребление или упадет производство в случае прекращения работы восьми независимых НПЗ, в стране начнется жестокий дефицит, способный привести к дикому росту цен. Подобные кризисы уже были в 1996, 2000 и 2008 гг. За день цены вырастали в 2,5 раза. Сейчас бензин в среднем стоит 47 руб./л, а будет стоить 120. Безусловно, такие скачки стоимости топлива вызовут социальную напряженность, поскольку у нас и так цены на бензин не соответствуют уровню жизни. Таким образом, решение Козака поставило нашу экономику на грань кризиса. И непонятно, удастся ли обойти эту грань”, – заявил эксперт.
По его словам, правительство пыталось исправить ситуацию с помощью демпфирующих механизмов. “Они не сработали по многим причинам, главная из них – нежелание отдавать деньги из бюджета в бизнес. В данной ситуации их вообще не захотели отдавать. Еще один момент – выделение 450 млрд. руб. из Фонда национального благосостояния в бюджет для передачи нефтеперерабатывающим заводам. Замечу, что сумма точно соответствует тому, что должен был получить бюджет от акциза на бензин. То есть правительство таким сложным путем все же отказалось от акциза. Тем не менее, и этот путь оказался непосилен для нашей бюрократии, поэтому и из этого ничего не получилось”, – указал Танкаев.
По его мнению, исправить ситуацию на внутреннем рынке ГСМ и улучшить экономическое положение российских НПЗ может только полный отказ от акцизов на топливо. “Деньги, которые отправили на компенсацию из ФНБ, можно вернуть назад, во всяком случае не следует строить эту сумасшедшую пирамиду, которая не будет работать. Необходимо отказаться от акцизов на топливо, причем на постоянной основе. В этом случае у нас не будет скачков цен, вернется ликвидность НПЗ. Это скажется благотворно и на Сбербанке, который выкупил Антипинский НПЗ и пытается с ним что-то сделать”, – считает эксперт.
Он уверен, что пока есть только два варианта развития событий. “Первый – отказ от акцизов, второй – рост цен на бензин. Если будет реализован второй вариант, но при этом кризис не успеет возникнуть, цены на бензин должны вырасти примерно на 9 руб./л”, – резюмировал Танкаев.
Над решением проблемы стабилизации топливного рынка активно работает и Федеральная антимонопольная служба. На днях в СМИ прошла информация, что ФАС предложила для сдерживания роста цен упорядочить торговлю на бирже со стороны независимых НПЗ. В службе напомнили, что доля независимых заправок на рынке составляет 10-15%. При этом независимые НПЗ имеют право на налоговый вычет, если продают на бирже не менее 10% нефтепродуктов, но на них не распространяется требование о равномерности и регулярности продаж. Теперь такое требование призвали ввести и для независимых НПЗ, пояснил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. То есть независимые НПЗ должны будут действовать на бирже в таком же режиме, что и вертикально интегрированные компании. Представитель ФАС выразил надежду, что это позволит отказаться от давно обсуждаемого повышения порога обязательных продаж на бирже.
Тем не менее, остается непонятным, как развитие биржевой торговли топливом поможет нефтеперерабатывающим заводам. (oilcapital.ru/Химия Украины и мира)