Лето 2019 г. обещает быть очень жарким для трейдеров сжиженного газа: нестабильность поставок из РФ, подвешенное состояние казахстанского импорта, спорные морские перспективы… Коктейль из этих ингредиентов в том или ином масштабе придется попробовать каждому. По словам директора Optimus LPG Владислава Скирского, мощные запасы газа, сформированные еще зимой, помогли пережить “голодное” начало июня, однако к концу месяца газа может хватить не всем…
Кроме того, в беседе с менеджером молодой, но уже известной команды обсуждались общие принципы работы украинского рынка, а также планы развития “оптимусов”.
– На июнь в Украине прогнозировался кризис на рынке сжиженного газа. Россия и Казахстан ожидаемо сократили поставки, однако цены сильно не выросли, более того, начинают снижаться с ажиотажного уровня.
– На рынке сформировались большие переходящие остатки. В начале июня и центр, и юг были залиты под завязку, на крупных ГНС пробки, нельзя слить вагоны. Да и остальные регионы не сохли. Этот профицит ползет еще с февраля. Май тоже прогнозировался дефицитный, но в итоге все направления сработали по максимуму, “Мозырь” грузил апрельские объемы вплоть до середины мая, а реализация выросла не так сильно, как ждали… Сформированные запасы мы активно потребляли в первой декаде, пока с России и Казахстана шли капли. Сейчас рынок уже начинает выравниваться и местами даже подсыхать.
– То есть можно сказать, что июнь пройдет спокойно?
– Не совсем. За первую декаду приехало по импорту всего 26 тыс. т. Если темп сохранится, а это очень вероятно, нас ждет дефицит суммарно по месяцу. Причем остатки уже съедены, а реализация показывает уверенный прирост. В конце июня могут наблюдаться сложности с ресурсом. Даже если “Протон” (Prtoton Energy S.A.) выгрузит весь задержанный остаток, то это уже будет переходящий июльский ресурс. А в конец июня мы идем с заметным дефицитом.
– Почему же цены продолжают падать?
– Это уже субъективные факторы. На юге цены валит “Приват”. Им нужно выгрузиться в преддверии следующей лодки. На востоке другие известные операторы опускают цену до минимума. Мало кто может понять логику этих действий. Вероятно, опасаются нового антимонопольного преследования.
– Можно ли в таком “тумане” сейчас прогнозировать июльские поставки?
– Вполне. Думаю, что в июле газа хватит всем. Есть большая вероятность, что в июле “Протон” и ТШО выгрузят весь объем по стандартным номинациям. С другой стороны, есть информация, что “ЛУКойл” может недогрузить из-за ремонта, но пока это только слухи. Из Казахстана кроме ТШО, думаю, поедут и другие производители, скорее всего, через Витебск и Могилев. По белорусским терминалам уже стабильно есть предложения, но пока очень дорого. Белорусские производители также, думаю, дадут максимально возможное количество в июле. Сейчас не грузят, явно ждут пока Украина подсохнет и премии будут более интересными. На предлагаемых условиях (+$60-70 к котировке DAF Брест) покупают лишь сетевики, уже испытывающие дефицит.
– Очевидно, неопределенность с российскими поставками будет сохраняться. Какие страховочные варианты есть у украинских трейдеров?
– Небольшой запас ресурса есть в Казахстане. В прошлом году с Атырауского НПЗ и производства “Жаикмуная” приходило 1,5-2 тыс. т по месяцу. Думаю, технически они могли бы продать в Украину до 5 тыс. т, но не больше. Мы также видим, что пристально следят за нашей ситуацией поляки. Не исключено, что в июле они активнее будут предлагать, в том числе и железнодорожные объемы.
– Основной источник ваших поставок – Proton Energy. Насколько успешным был этот TERM в 2018 г. относительно других длинных контрактов?
– Разумеется, эффективность этих поставок колеблется в зависимости от котировок, которые в свою очередь прыгают туда-сюда от сезона к сезону. Но глобально все контракты в Украине сработали плюс-минус с одинаковой прибыльностью. Наша корзина поставок как в плане привязки поставок к разным котировкам, так и соотношения TERM/SPOT, пока выглядит оптимальной, мы будем стараться ее диверсифицировать дальше. Чтобы заработать в Украине, нужно очень постараться, мы стараемся.
– Какое ваше мнение относительно запуска торговой площадки Argus Open Markets?
– Трудно сказать. С одной стороны, чем больше будет игроков на этой площадке, тем выше будет конкуренция и объективнее цена. С другой стороны – конкуренция в Украине и так сумасшедшая, поэтому при недостаточной прозрачности площадки она может превратиться в элемент манипуляции рынком.
– Насколько объективны, по-вашему, котировки, по которым работает украинский рынок?
– Не хотел бы комментировать. Да и смысла нет – в любом случае, других нет.
– Я так понимаю, около половины объема уходит конечникам, другая – оптовым трейдерам. Не думали запустить торги на бирже?
– Этот вопрос на повестке дня. Я думаю, что вскоре выйдем на биржу со своими объемами, причем не только по ГНС, но и на границе.
– У вас широкая сеть точек оптовой реализации. Вопрос собственного хранилища стоит на повестке дня?
– На самом деле мы думали над этим вопросом. Были предложения и по земельным участкам, и по старым станциям, и по долевому участию, очень разные варианты. На сегодняшний день мы не видим необходимости вкладываться в такие проекты. Самый интересный регион – столичный, тут появилось много предложений в последние годы: Барышевка (совместный проект “Интер Глобал” и “УПК”), Бородянка (ГНС компании “Надежда”), недалеко Прилуки (ГНС компании “Спецтранссервис”). А скоро их будет еще больше. Поэтому наша позиция – передать этот этап трейдинга на аутсорсинг. Пусть этим занимаются люди, которые в перевалке понимают больше нас. Впрочем, всегда готовы к интересным предложениям. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)