Ранее директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн рассказал о жалобе украинских производителей по части дизтоплива, аналитик этой группы Артем Куюн рассмотрит аспект влияния предложенных пошлин на рынок сжиженного газа.
- Производители имеют претензии только к России, но везде по тексту бродит призрак Беларуси. Например, в анализе скверного влияния импорта на жизнь нацпроизводителя уже вся Беларусь. Ремонты на белорусских НПЗ упоминаются как фактор, существенно улучшивший состояние Кременчугского НПЗ. Такое ощущение, что эта жалоба изначально писалась и против белорусов тоже, но в какой-то момент решили ограничиться Россией и часть старых тезисов осталась.
- С цифрами потенциала замещения российского импорта явная нестыковка. Заявители признают, что смогут обеспечить не более 25% рынка газа. Зачем тогда вводить пошлину и делать весь газ дороже? Выходит, что просто заработать.
- Не понятно, в чем претензия “Укргаздобычи”? Ее рентабельность обозначена в размере 80%. При этом Кременчуг показывает “минус”. Понимаю, есть нюансы в обоих случаях, но что должен думать чиновник, который вдруг решит внимательно прочитать этот документ? Судя по всему, на чтение заявители сильно не рассчитывают.
Теперь по центральной теме – соотношения сил на рынке. Заявители утверждают, что цены на российский СУГ на 2-6% дешевле других направлений. Действительно, российский ресурс зачастую является самым доступным. Вот только цены русские не устанавливают, а грузят с твердой привязкой к котировкам сжиженного газа. Последние публикует международное агентство Argus. Методология определения очень громоздкая, однако сводится она к тому, что котировка – взвешенный показатель, отображающий спрос и предложение на продукт в конкретной точке. Другими словами, у русских не низкая и не высокая цена. Она рыночная.
Для снижения привлекательности предлагается спецпошлина в 8,46%. В ценах 2019 г. это около +$34/т к цене на границе. Даже в сумме с существующей 4%-ной пошлиной это на расстановку сил сильно не повлияет. И вот почему.
- Для начала о главной претензии – цене российского газа. Украинский рынок для России самый ликвидный. На втором по привлекательности рынке, в Польше, в 2019 г. готовы были платить за российский газ на $128/т меньше. Цена на Украину максимальная, значит, импортный паритет высокий и внутренние производители должны чувствовать себя как сыр в масле. Вместо этого слышим, что русские их душат.
- Если источник 50% ресурса на рынке дорожает, пропорционально вырастут и все остальные. Беларусь и Казахстан пропорционально поднимут цену на свой газ. Ничего личного, только бизнес. В противном случае ресурс у них сразу выкупят, а дефицит придется покрывать российским газом с пошлиной. Так что если не поднимут экспортеры, это сразу же сделают импортеры. Не бывает на рынке у одного дешевый газ, а у другого на $50/т дороже. Всегда одна цена.
- Заметную диверсификацию на $50/т не построишь. Мало. Любая альтернатива будет стоить дороже. Если бы пошлина была $75-80 т, тогда можно попробовать завозить через западную границу, например, из Польши. Но самое главное, что это будет тот же российский газ, только изрядно подорожавший. Здесь полная аналогия с импортируемым в Украину “европейским” природным газом. Какие-то “молекулы свободы” в нем, конечно же, есть, но в основном это тот же российский ресурс.
В отличие от дизтоплива Украина не сможет заместить российский продукт по морю – нет инфраструктуры. Прошлый год был очень выгодным для морских поставок газа, но привезены всего 27 тыс. т. Это аж 1,3% рынка. Отмечу также, что 99% “газовых” мощностей принадлежит группе “Приват”.
Итог: структуру рынка не изменишь даже 13%-ной пошлиной. Как везли из России, так и будут везти. Цена на колонке вырастет на 70 коп./л, а это все равно будет намного дешевле бензина.
Мне интересно другое. Провалившееся недавно повышение акциза на сжиженный газ предполагалось в комплексе с пошлиной или нет? Судя по документу, да. Такую жалобу быстро не напишешь, это пару месяцев точно. Значит, производители готовили сюрприз и, выходит, лукавили, что акцизами хотят лишь подтянуть цену на газ до 50% от цен на бензин. С учетом пошлины это уже совсем другая картина. Нехорошо. (Аналитик “Консалтинговой группы А-95” Артем Куюн, enkorr.ua/Химия Украины и мира)