Как сообщил министр энергетики страны Алишер Султанов, Узбекистан готовится расширять и модернизировать свои нефтеперерабатывающие заводы, чтобы повысить топливную безопасность. Это серьезный шаг для сектора, который в течение многих лет находится в основном в состоянии стагнации.
В Узбекистане есть два основных нефтеперерабатывающих завода, расположенных в Бухаре и Фергане, с общей номинальной производительностью 8,95 млн. т/год (180000 баррелей в сутки). Но государственные предприятия находятся в плохом состоянии и используют устаревшие технологии, в результате перерабатывать такое количество нефти невозможно, говорит Султанов. Ферганский НПЗ на данный момент убыточен.
Узбекистану приходится полагаться на импорт для удовлетворения потребностей в топливе, большая часть которого поступает от российских поставщиков. Государственная статистика показывает, что Узбекистан – самая густонаселенная страна Центральной Азии, где живут 33 млн. человек – произвел всего 2 млн. т дизельного топлива и бензина в прошлом году. В то же время многие автомобили в стране ездят на сжатом природном газе. Узбекистан может похвастаться одним из самых высоких показателей в мире по количеству автомобилей на природном газе на душу населения.
По словам Султанова, около 70% потребности Узбекистана в моторном и авиационном топливе покрывается за счет внутренних поставок. Но зависимость страны от нестабильного импорта привела к нехватке топлива.
Президент Шавкат Мирзиеев, вступивший в должность после смерти своего предшественника Ислама Каримова в конце 2016 г., пообещал улучшить ситуацию. Администрация президента приступила к модернизации производственных мощностей стоимостью $900 млн. Цель состоит в том, чтобы увеличить как количество, так и качество топлива.
“После ремонта НПЗ будут оснащены современными технологиями и более эффективными установками, с меньшим воздействием на окружающую среду, – говорит Султанов. – Общая годовая мощность нефтеперерабатывающих заводов позволит удовлетворить все потребности нашей страны и развить экспортные мощности”.
Основная часть работ будет вестись на Бухарском заводе мощностью 50000 баррелей в сутки, инвестиции в который, как ожидается, составят $600 млн. в течение следующих пяти лет. В июле была нанята южнокорейская компания SK Engineering для помощи в планировании проекта, а технологии были лицензированы у американской компании Honeywell UOP. Однако подрядчик по проектированию, закупкам и строительству еще неизвестен.
Некоторые модернизации уже произошли: в прошлом году заменили катализатор в установке гидроочистки газойля. В результате 20% производимого на НПЗ дизельного топлива теперь соответствуют стандартам качества Евро-4 и Евро-5, а остальное по-прежнему соответствует Евро-3. Остальные перерабатывающие установки будут модернизированы в течение следующих трех лет, чтобы довести все производство дизельного топлива до стандарта Евро-5. Завод также начнет выпуск бензина стандарта Евро-3. На заключительном этапе в 2024-2025 гг. будут добавлены установки глубокой переработки мазута, что повысит долю легких видов топлива с 77% до 91%.
Импорт нефти. План Мирзиеева по “перезагрузке” нефтеперерабатывающего сектора Узбекистана претерпел некоторые изменения с момента первого анонса. В 2017 г. Ташкент обнародовал планы строительства нефтеперерабатывающего завода стоимостью $2,2 млрд. в восточной Джизакской области, на родине президента. Предлагаемый завод должен был перерабатывать 5 млн. т/год (100000 баррелей в сутки) нефти и производить 3,7 млн. т/год моторного топлива, 700000 т/год керосина и 300000 т/год других нефтепродуктов. Однако два года спустя от этого плана отказались, основное внимание было уделено модернизации существующих нефтеперерабатывающих заводов. “Было стратегически целесообразно сначала завершить модернизацию Ферганского и Бухарского НПЗ, а уже потом рассматривать необходимость строительства нового”, – поясняет Султанов.
Тем не менее, еще одним фактором была сложность добычи нефти для планируемого нового предприятия. Была надежда, что казахстанское и, возможно, российское сырье может быть получено через советский трубопровод Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу. Но части газопровода после Шымкента были разобраны и проданы на металлолом в 1990-х годах. В 2017 г. Узбекистан и Казахстан договорились о реконструкции узбекских участков трубопровода, но из проекта ничего не вышло.
В настоящее время существующие НПЗ Узбекистана получают нефть в основном по железной дороге. В 2019 г. Узбекистан и Казахстан договорились о ежегодных поставках 2 млн. т нефти (40000 баррелей в сутки). Однако нынешний метод импорта сопряжен с “логистическими трудностями”, говорит Султанов.
Внутренние поставки. В стране возлагают надежды на рост внутренней добычи нефти. Изоляционистский режим Каримова сдерживал инвестиции в нефтегазовые запасы Узбекистана, это явно сказывалось на темпах добычи. По словам Султанова, добыча сырой нефти упала за последнее десятилетие в четыре раза, а добыча газового конденсата на четверть.
Администрация Мирзиеева стремилась открыть сектор для иностранных инвесторов с помощью ряда реформ – от свободного обращения валюты до ослабления централизованного государственного контроля над отраслью.
Но для этих реформ потребовалось время, несмотря на амбициозные цели роста, снижение продолжалось. Государственная статистика показывает, что в 2019 г. Узбекистан добыл менее 700000 т (14000 баррелей в сутки) нефти и менее 2,1 млн. т (52000 баррелей в сутки) конденсата.
Правительство обратилось к инвесторам из многих стран. Но проявившие инициативу в основном были выходцами из России, которая – в первую очередь через «ЛУКойл» – уже является крупнейшим инвестором Узбекистана.
По словам Султанова, основная цель – привлечь инвесторов к участию в нефтедобывающих проектах с трудноизвлекаемыми ресурсами.
“Большинство мировых нефтяных месторождений переживает начальную фазу легкой добычи в течение нескольких лет, а затем необходимо буквально копать вглубь, – говорит он. – Это требует больших инвестиций и современных технологий. При нынешних ценах на нефть это непростая задача”.
В июле Кабинет министров Узбекистана подписал постановление о введении нового контракта предоставления услуг на условиях риска (RSA), которое обычно используется при трудноизвлекаемых ресурсах и на зрелых месторождениях.
Синтетическое жидкое топливо. Новый завод по производству синтетического жидкого топлива будет введен в эксплуатацию в начале 2021 г., что придаст импульс внутреннему рынку.
В рамках проекта стоимостью $3,6 млрд. до 3,6 млрд. куб. м газа в год будет преобразовываться в 1,5 млн. т керосина, дизельного топлива, нафты и сжиженного нефтяного газа. Дизель будет использоваться в сельскохозяйственном, транспортном и горнодобывающем секторах страны, керосин – в авиапромышленности. Узбекистан хочет позиционировать себя как центр авиасообщения между Азией и Европой, но это будет возможно только при надежных источниках авиакеросина. СПГ будет продаваться в основном как автомобильное топливо.
Нафта будет использоваться для крекинга на близлежащем Шуртанском газоперерабатывающем комплексе для производства этилена и полиэтилена. (oilexp.ru/Химия Украины и мира)