Автомобильная индустрия существенно пострадала от пандемии COVID-19. Минпромторг РФ прогнозирует снижение внутреннего производства автомобилей в 2020 г. на 30%, что отразится на смежных отраслях. О перспективах и реалиях рынка синтетических каучуков ведущие эксперты рассказали специалистам CREON Group.
Больше шин. Из-за карантинных ограничений в апреле и мае, остановок предприятий и трудностей с поставками импортных комплектующих, а также в связи с общим снижением потребительского спроса на фоне пандемии выпуск автотранспортных средств (включая прицепы и полуприцепы) на территории РФ сократился относительно мая 2019 г. на 42%. Спад автопрома ожидаемо повлек за собой снижение производства в шинной индустрии, неразрывно связанной с автомобилестроением.
По данным Росстата, за восемь месяцев 2020 г. в России было произведено 33,4 млн. ед. шин, покрышек и резиновых камер (-14,2% год-к-году). Однако сокращение выпуска не стало шоковой новостью для российских шинников: спад производства в отрасли наметился еще в прошлом году из-за разгоревшейся торговой войны между США и Китаем, который вынужденно переключился на новые рынки сбыта своей продукции. Если в 2018 г. в РФ производились 67,5 млн. ед. продукции, то в 2019 г. выпуск снизился на 10% до 60,5 млн. ед.
Одновременно доля импорта, по данным Федеральной таможенной службы, выросла на 7,5% до 34,4 млн. ед. или $2 млрд. в денежном выражении (без учета шинной продукции, завезенной в РФ с новыми автомобилями, прицепами, велосипедами и любыми другими колесными механизмами, в комплектацию которых также входят запасные шины).
В 2020 г. снижающийся спрос совпал с пандемией, российские шинники фактически пропустили самый активный сезон продаж – весну, когда идет замена зимних шин на летние. “Сейчас сложно делать какие-либо прогнозы, но, по нашим предварительным оценкам, падение рынка шин к концу года может составить не менее 24%”, – считает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева.
Осторожен в прогнозах и Анатолий Антипов, генеральный директор “Континентал Калуга”: “Мало кто в автомобильной промышленности ожидает существенного роста отрасли раньше 2025 г. По словам аналитиков, продажи легковых автомобилей в стране в этом году снизятся на 15-20%, на фоне таких прогнозов роста потребления легковых шин в ближайшее время ожидать не приходится”.
Тем не менее, в “Континентал” сохраняют оптимизм. “Нам удалось увеличить экспорт шин в страны дальнего зарубежья за 9 месяцев более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года”, – рассказал Антипов. Экспорт шин обеспечил компании более половины выручки.
Меньше сырья. Вслед за падением спроса на продукцию шинных предприятий начали испытывать затруднения смежные отрасли. Так, производители синтетических каучуков, для которых шинные компании являются основными потребителями, были вынуждены снижать загрузку и сдвигать сроки ежегодных капитальных ремонтов на более ранние, чтобы максимально сократить предложение на рынке в период пониженного спроса.
Ведущий поставщик синтетических каучуков (СК) на российском рынке “Нижнекамскнефтехим” характеризует ситуацию в реальном секторе мировой экономики как “крайне неопределенную”: с марта по май вынужденно простаивали такие гиганты, как Continental, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, Cooper Tire, Hankook, Nokian Tyres и еще более 110 шинных заводов по всему миру, а нарушение логистических цепочек привело к затовариванию складов. “Спрос на синтетический каучук сильно пострадал. По нашим оценкам, только с учетом объявленных остановок шинных заводов мировое предложение шинной продукции снизится в этом году на 45-50 млн. штук. Это приведет к сокращению глобального спроса на синтетический каучук в 2020 г. как минимум на 2% (или порядка 300-400 тыс. т)”, – говорится в отчете НКНХ.
По данным Росстата, производство синтетических каучуков в России по отношению к июлю в августе сократилось на 9,1% и составило 118 тыс. т, а по отношению к августу 2019 г. объем снижения составил 4,9%. Всего за восемь месяцев текущего года было наработано 901,9 тыс. т каучуков (-1,2% год-к-году).
“Если говорить про СК с точки зрения шинного применения, то сегмент автомобилей проседает, параллельно идет экономия на шинах. Постепенно рынок восстановится, но чтобы снова выйти на уровень 2019 г. понадобится не менее двух-трех лет. Данная ситуация касается не только России, но и всего мира, – комментирует представитель крупнейшей нефтехимической компании в РФ. – Что касается резинотехнических изделий, обрабатывающей промышленности и строительства, то в этих сегментах ситуация лучше, поскольку проседания условно краткосрочные. В течение 2021 г. ситуация в этих отраслях должна вернуться к докризисному уровню”.
Тем не менее, производители синтетических каучуков не унывают. “Каучуковый бизнес имеет цикличность: циклы от четырех до семи лет, подъем-спад. Сейчас цикл немного нарушился, но в целом прогнозные данные на 2020 г. достаточно хорошие”, – заявил один из производителей.
В то же время российские компании не отказываются и от планов по пуску новых производств. Так, НКНХ продолжает реализовывать ранее заявленный проект по дивинил-стирольному синтетическому каучуку (ДССК). Ввод в эксплуатацию должен состояться до конца текущего года. В долгосрочной перспективе (до 2030 г.) компания собирается организовать выпуск этилен-пропиленового синтетического каучука. “Воронежсинтезкаучук” в начале года выпустил новую марку высоковязкого полибутадиенового каучука (СКД-НД ВВ). “Уфаоргсинтез” также начал выпуск шести новых марок СКЭПТ.
Поддержка государства. В начале июня вице-премьер России Юрий Борисов предложил в качестве меры господдержки производителей СК закупать их продукцию в Росрезерв. По его словам, федеральное агентство можно использовать как демпфирующий механизм, выкупая у производителей синтетический каучук для производства шин, спрос на которые сейчас существенно снижен. При этом по истечении двух лет компании будут выкупать свою продукцию на 5-6% дороже.
“Наши нефтехимики поставляют около 80% искусственного каучука в интересах западных производителей шин. А там сегодня спрос упал, сырье это стратегическое, оно у нас есть в номенклатуре Росрезерва”, – докладывал Юрий Борисов президенту России о проблемах производителей в отсутствие спроса. В Минэнерго России идею поддержали и обещали проработать механизм.
Углеродный сбор ЕС. Дополнительный фактор, который следует учитывать производителям шин и СК, – углеродный сбор, который Евросоюз планирует ввести на всю продукцию, импортируемую в ЕС в 2021-2022 гг. “Включение в европейскую систему торговли квотами на выбросы СО2 несомненно отразится на производителях, особенно на экспортерах. С одной стороны, это будет дополнительная финансовая нагрузка, с другой – стимул для развития бережливого производства”, – считает Антипов. По его словам, калужский производитель уже учитывает потенциальные расходы на углеродный сбор в будущем.
“Запланированные Евросоюзом меры – очень серьезный фактор, который российские производители шин и СК должны учитывать по всей производственной цепочке, поскольку этот налог будет распространяться не только на конечный продукт, но и на все промежуточные этапы его создания, – предупреждает Флориан Виллерсхаузен, директор по развитию Сreon Capital. – В противном случае российские экспортеры могут потерять долю рынка ЕС, а их нишу займут более экологичные и устойчивые конкуренты”. (Rcc/Химия Украины и мира)