Если с новой реальностью ограничений все столкнулись с трудностями “куда поехать в отпуск”, то на рынке СУГ Украины другая трудность: “откуда приехать с газом”. В обоих случаях стоит подумать о море и вот почему.
Морское побережье Украины прекрасно для отдыха в летний сезон, то же самое уже можно сказать о “морском” сжиженном газе. Раньше импорт по морю был конкурентоспособным в Украине лишь в теплые месяцы, однако в последние годы сезон морских поставок стал более продолжительным. Например, в 2019 г. арбитражное окно было прикрыто лишь в двух осенних месяцах, а в 2021 г. первые лодки причалили уже в феврале. Впрочем, котировки Sonatrach позволяли завозить газ с моря и в январе, но импортерам поверить в это было сложно.
За последние несколько лет прослеживается четкая тенденция: стоимость газа в Украине стабильно выше, чем в Черном море, значит, практически всегда присутствует арбитраж. Например, летом 2020 г. импорт от Sonatrach был проходным даже для столичного региона.
Конечно, мнения о потенциальном объеме замещения традиционных источников поставок морским ресурсом расходятся. В 2020 г. украинские порты перевалили 86 тыс. т, реалистичный прогноз на этот год – 150-170 тыс. т или 8-9% рынка.
Наблюдается интенсивный трафик в порту Одессы, минимум 3 танкера-газовоза в месяц, которые приходят с 10-12 тыс. т. “Укрлоудсистем” технически способен принять/обработать больше кораблей и нарастить объем до 16 тыс. т в месяц, но пока такое увеличение локальный рынок “проглотить” не в состоянии.
Терминал в порту “Николаев” способен осуществлять перевалку до 5 тыс. т/мес. Наше узкое место – отсутствие достаточных мощностей по хранению, что критически повышает требования к планированию графика отгрузок. Выходом из ситуации мы видим продажу “длинных” контрактов с привязкой к значениям котировки Sonatrach. По итогам работы прошлого года такой контракт был очень выгодным, а в текущем обещает стать еще более привлекательным. Кстати, первый украинский покупатель с морским TERM’ом появится совсем скоро – контракт будет подписан в ближайшие дни.
Отсутствие хранения в Черноморске – не повод списывать его со счетов. Терминал недавно начал перевалку технического бутана для “Карпатнефтехима”. Возвращение в оборот парка вагонов “Укрспецтрансгаза” технически позволяет вывезти из Черноморска более 20 тыс. т газа в месяц. Думаю, что “десятка” – абсолютно посильный объем с возможностью последующей доставки на ГНС, вплоть до центральных регионов.
Я ни на что не намекаю, но уже сегодня мы безболезненно выходим на замещение объемов “Роснефти”.
А в мае-июне этого года морские ворота страны будут еще шире за счет запуска перевалки в Бердянском морском порту. Законтрактованный объем по этому направлению – от 3000 т/мес. У покупателей с TERM’ом будет возможность забрать газ на удобном для них базисе: в Николаеве или Бердянске. Таким образом откроется еще одна возможность обеспечения региона ресурсом с более гибкой логистикой, минуя ГНС.
Многие все еще опасаются “заходить в море”. Но статистика последних лет раз за разом упорно подтверждает: в теплое время года, когда в стране максимально востребован газ, морские котировки более чем конкурентоспособны. Цены морского ресурса в большей степени чувствительны к таким мировым тенденциям, как избыток СУГ на мировом рынке, и цена всегда компенсируется арбитражами поставок из разных континентов. Именно поэтому на море отсутствует спекулятивная составляющая, которая ярко проявляется на сухопутных маршрутах во время изменения спроса – там всегда прогнозируемая цена. И чем больше морского ресурса будет в Украине, чем глубже он будет проникать, тем быстрее он станет влиять на значения сухопутных котировок.
Сегодня активизация морского снабжения украинского рынка открывает стране путь к независимости от северных индексов и реальной диверсификации поставок сжиженного газа. (Юрий Кузьмин, коммерческий директор “Ультрамарин Трейдинг”, enkorr.ua/Химия Украины и мира)