Электричество из Чернобыля, теперь – не атомное. На IV международной конференции по вопросам реформ в Украине, прошедшей в Вильнюсе, первый вице-премьер – министр экономики Алексей Любченко заявил, что в зоне Чернобыльской АЭС, где большое количество земель не используется из-за радиационного загрязнения, можно выращивать кукурузу для последующей переработки в биогаз, а из него вырабатывать электричество.
“Это такая сложная тройная переработка, которая добавляет добавленной стоимости гораздо больше, чем если просто поставить солнечную панель, которая является крайне неэффективной для выполнения функций энергетической безопасности государства”, – заявил Любченко.
Сама по себе идея использования “пропащих” чернобыльских земель для выработки там электроэнергии – не нова. С 2018 г. там работает первая солнечная электростанция (СЭС). Ее мощность невелика – 1 МВт, она генерирует энергию для национальной электросети по “зеленому” тарифу. Объект установлен в 100 м от саркофага, который накрывает взорвавшийся в 1986 г. атомный реактор. Одним из инвесторов проекта выступила компания Enerparc AG. Сейчас она планирует установить в зоне отчуждения еще несколько СЭС.
О развитии ВИЭ недалеко от Чернобыльской АЭС в апреле нынешнего года рассказывал и председатель Государственного агентства по управлению Зоной отчуждения Сергей Костюк. По его словам, там есть уже две СЭС, в разработке – два проекта ветровых станций (одна будет построена под Залесьем, вторая – возле Копачей). Также в планах строительство альтернативных электростанций, которые работают на сжигании леса, выгоревшего во время пожаров. “У нас есть несколько таких проектов, потому что эту древесину необходимо изымать, мы не можем ее вывозить из зоны. Поэтому она будет перерабатываться и использоваться в самой зоне”, – сказал Костюк.
А 15 июня стало известно, что нидерландская компания Bontrup планирует на первом этапе инвестировать 50 млн. евро в энергопроекты в Чернобыльской зоне отчуждения. Как сообщило Минэкономики, представители Bontrup обсудили это в ходе встречи с первым вице-премьером – министром экономики Алексеем Любченко, замминистра Ириной Новиковой, а также с врио главы Госагентства энергоэффективности и энергосебережения Константином Гурой и Сергеем Костюком. “Стороны обсудили предложение представителей компании Bontrup по реализации инвестиционного энергопроекта на территории Чернобыльской зоны отчуждения в рамках реализации концепции “зеленого” энергетического перехода Украины”, – указало министерство.
Компания Bontrup видит также перспективу увеличения объема инвестиций до 1,5 млрд. евро. По оценке инициаторов, реализация проекта позволит обеспечить рабочими местами около 10 тыс. домохозяйств.
Ни в каких источниках нет упоминания о том, какой именно энергетический проект хочет реализовать в Чернобыльской зоне Bontrup. Однако в Украине ее дочерняя компания Bontrup Ukraine работает на северо-востоке страны, занимаясь выращиванием зерновых, масличных и технических культур, а также животноводством. Так что, похоже, в Вильнюсе Алексей Любченко имел в виду именно сотрудничество с этой компанией.
Упомянутый объем возможных инвестиций в $1,5 млрд. тоже неслучаен: ограничений по масштабу энергетического производства, которое можно развернуть на чернобыльских землях, нет.
“Чернобыльская” кукуруза пойдет на газ. Выращивать продукты питания или корма для животных на “чернобыльских” землях, конечно, нельзя. Но ничто не мешает выращивать биомассу, которую затем можно перерабатывать на биогаз, а из биогаза тут же, на месте, генерировать электричество. Это во многих отношениях выгоднее, чем просто ставить солнечные панели.
Во-первых создается много рабочих мест, что, невзирая на малонаселенность региона, тоже хорошо, ведь безработица есть и там. Во-вторых, биогазовая станция выгодно отличается от солнечной своей гибкостью: она может поставлять электроэнергию в сеть в любое время суток. При необходимости генерацию можно остановить, а производимый биогаз накапливать для переработки в дальнейшем.
Другой вопрос – рентабельность такого проекта. А она полностью зависит от дальнейшей судьбы “зеленого” тарифа на электроэнергию. От регулярности выплат по нему, а также от того, введут ли акциз на “зеленую” электроэнергию, как это предполагает законопроект №5600.
“При действующем “зеленом” тарифе выгодно ставить солнечные панели. А вот насчет производства биогаза из кукурузы – я не уверен. Лучший опыт в этой сфере у американцев и китайцев. В США сейчас почти половина американской кукурузы идет на переработку на биоэтанол. Еще 20-25% на выходе из потребленной массы кукурузы – это белковая часть, протеин, то есть корм для птиц, – сказал исполнительный директор ассоциации “Укрбиоэтанол” Тарас Николаенко. – Но, конечно, белок не будут из чернобыльской кукурузы получать, то есть рентабельность уже снижается. И, как я понимаю, проект по кукурузе в Чернобыле “заточен” именно под электричество, производство биоэтанола для транспорта там не планируется”.
По мнению эксперта, такой проект с получением “зеленой” энергии интересен, пока существует соответствующий тариф. При действующем тарифе это выгодно, причем не только в Чернобыле, и в любом другом – выращиваешь любое растение, дающее большой объем биомассы, перерабатываешь его на биогаз, генерируешь энергию, срок окупаемости инвестиций в такой проект – четыре-пять лет. “Но проблема в том, что по “зеленому” тарифу сейчас не платят. Все биогазовики сейчас в шоке из-за этого, – говорит Тарас Николаенко. – Если “солнечникам” не платят, то и ладно, не так страшно. А “биогазовикам” нужно постоянно покупать сырье, нужны оборотные средства. Нет “оборотки” – не купил сырье, а людям зарплату плати, и все остальное плати. Сейчас буквально космический кризис по неплатежам. На конец года задолженность по “зеленому” тарифу составит 40 млрд. грн.”.
Не биогазом единым. Производство биогаза (метана с примесью водорода) – давно известная технология. Практически полный аналог природного газа можно получать из любой органики – от навоза до деревянной табуретки. А в Украине есть множество источников органического сырья, пригодного для переработки в биогаз. Это сельское хозяйство, отходы всех без исключения предприятий по переработке сельхозпродукции, по производству продуктов питания, канализационные стоки городов, пищевые остатки, отходы деревообработки и т. д.
Выход газа в среднем составляет 300 куб. м из 1 т сырья, но сильно варьируется в зависимости от его вида (содержания сухого вещества) и других условий. У биогаза есть важная особенность – его выгоднее производить не в промышленных масштабах, а на относительно небольших установках и использовать биогаз прямо на месте, сразу обеспечивая местных потребителей теплом и электричеством. Такова мировая практика, получившая наибольшее распространение в Германии, Нидерландах и скандинавских странах.
В Украине за последние два десятка лет было построено множество биогазовых станций, но сегодня в нашей стране работают только 53 установки, генерирующие энергию из биогаза и поставляющие ее по “зеленому” тарифу. Совокупная мощность этих установок – 103,4 МВт. Вроде неплохо, но Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г. предусматривал, что биогазовые мощности к концу 2020 г. составят 290 МВт. То есть план был выполнен лишь на 36%.
При этом, по оценкам Минэнерго, потенциал производства биометана в Украине – 7,8 млрд. куб. м в год. Для сравнения: в 2020 г. потребление газа населением в нашей стране выросло до 8,15 млрд. куб. м. При этом общее потребление природного газа в Украине составляет около 30 млрд. куб. м.
В августе 2020 г. зампредседателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Юрий Шафаренко заявил, что биометан можно закачивать в газотранспортную систему и даже экспортировать в другие страны. По прогнозам агентства, отходы агросектора вместе с использованием энергетических культур способны заместить от 10 до 20 млрд. куб. м природного газа. “Украина имеет значительные ресурсы для биоэнергетических проектов. Используя лишь около 37% отходов агросектора можно заместить в эквиваленте до 10 млрд. куб. м газа ежегодно. Также можно выращивать энергокультуры на 4 млн. га малоплодородных земель и замещать в эквиваленте до 20 млрд. куб. м газа в год. Таким образом, можно полностью отказаться от импорта газа”, – подчеркнул Шафаренко.
При этом само направление выращивания энергетических сельхозкультур в Украине находится в зачаточном состоянии – ими пока засажено чуть меньше 4000 га маргинальных земель. В основном это энергетическая верба, тополь и мискантус, которые дают среднюю ежегодную урожайность 20 т/га. А потенциал отрасли колоссальный, она способна нарастить объемы выращивания энергетических культур в 250 раз.
Биогазом энергетический потенциал Чернобыльской зоны и других заброшенных земель не исчерпывается. Сейчас на согласовании в Кабмине находится законопроект о содействии выращиванию упомянутых выше энергокультур. Его суть в том, чтобы улучшить в Украине условия для этой деятельности и предоставлять государственную поддержку предприятиям, занятым в данной сфере. Хотя здесь главное – устранить существующие барьеры для выращивания энергорастений на малоплодородных землях.
На сегодняшний день доля биомассы в валовом конечном энергопотреблении страны составляет 1,78%. Значительно повысить эту долю можно за счет не только биогаза и твердого биотоплива, но и жидкого (биодизель, биоэтанол). А Чернобыльская зона – вполне подходящая для этого территория, другую сельхозпродукцию выращивать там все равно нельзя. (dsnews.ua/Укррудпром/Химия Украины и мира)