Калийный “час икс” наступит через неделю. С 8 декабря вступают в силу санкции США против одного из крупнейших производителей удобрений в мире – компании “Беларуськалий”. Что произойдет потом? Как торговые ограничения отразятся на экономике Союзного государства? И что будет с ценами на продовольствие в мире? Об этом в специальном материале.
Санкции – они как бы есть, но их как бы нет. “Калийные санкции” против Беларуси появились летом этого года. Сначала об ограничениях заговорили в Евросоюзе, потом резолюцию и список компаний нон-грата выпустили в США, а после к санкциям присоединилась Великобритания. Конкретные ограничения у всех немного отличаются.
Так, в Евросоюзе поступили как всегда хитро. Запрет на ввоз коснулся только небольшого объема продукции “Беларуськалия” (около 10-15%). Более того, покупатели могут спокойно получать товар, если заключили контракты до 25 июня 2021 г. А те удобрения, от которых больше всего зависят европейские фермеры, под санкции не попали вовсе. Это хлористый калий с содержанием полезного вещества (оксида калия) в пределах 40-62%. Он используется, чтобы внести в почву и произвести сложные удобрения.
В США тоже перестраховались. С одной стороны, включили в санкционный список белорусского производителя. С ним нельзя работать и заключать контракты. С другой, под прямой запрет не попал трейдер БКК (“Белорусская калийная компания”), через которого проходят все международные сделки сырьевой компании и который лишь на 48% принадлежит “Беларуськалию”.
А хитрее всего поступили британцы. Они хоть и запретили ввоз белорусских удобрений, но ирония в том, что они их и до этого покупали в мизерных объемах. В общем, сплошная политика и беспочвенное запугивание.
Литва потеряет EUR100 млн. По словам экспертов, очень многое в конечном итоге будет зависеть от банков. Через них проходит финансирование международных сделок. Если они примут решение не проводить платежи с белорусскими компаниями, это будет означать остановку сотрудничества – даже если обе стороны будут не против его продолжить. Так, шведские банки, работающие в странах Балтии, уже заявили, что будут соблюдать введенные ограничения.
И именно здесь, на периферии Евросоюза, находится главный проигравший от “калийного шторма”. Это Литва. Последние десять лет основной объем белорусских удобрений шел через торговый порт Клайпеды. Теперь поставки могут оказаться замороженными. И хотя санкции и США, и Евросоюза прописаны очень расплывчато, мало кто из крупных компаний хочет подставляться. Проще свернуть сотрудничество, чтобы не портить отношения с Вашингтоном и Брюсселем. По крайней мере, именно так считают в прибалтийских странах. И ради лояльности по отношению к старшим товарищам готовы поступиться немалой частью собственных доходов.
Как подсчитали в Литве, остановка транзита калийных удобрений через железные дороги и местный торговый порт будет стоить стране EUR100 млн. в год. И никакой Брюссель компенсировать эти потери не будет. К примеру, грузопоток в порту Клайпеды из-за ухода “Беларуськалия” снизится на треть. И заместить этот выпавший объем получится нескоро. Тем более, что Беларусь уже начала прорабатывать альтернативные маршруты доставки собственной продукции – конечно же, через Россию.
“Так или иначе, договорившись с российскими партнерами, “Беларуськалий” начнет экспорт через терминалы Усть-Луги и Санкт-Петербурга. Логистически это сложнее, чем экспортировать продукт через Клайпеду, но вполне возможно. Тем более если учесть, что за последний месяц спотовые цены на калийные удобрения выросли на $150-200 и продолжают расти – пожертвовать $20-30, заплатив за доставку в российские порты – небольшая потеря, собственно – вообще никакой потери нет”, – заявил еще в начале конфликта Игорь Удовицкий, литовский бизнесмен, владелец терминала сыпучих грузов в порту Клайпеды.
Тем более, что основные покупатели белорусского калия – Бразилия, Индия и Китай – европейских и американских санкций не боятся. А через какой порт на Балтике будет загружаться нужная им продукция, их совершенно не волнует.
Новые пути. То, что республика входит в Союзное государство, позволило ускорить процессы поиска альтернативных маршрутов. Задание помочь братской республике глава РЖД и профильные министры получили от российского президента. Тем более, что подобный опыт недавно был. Белорусские нефтепродукты уже переориентировались на российские порты.
“Реализация проекта по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ – хороший пример того, как в сжатые сроки удалось при политической поддержке подготовить логистическую схему и сохранить экономическую целесообразность для обеих сторон”, – говорил в сентябре этого года премьер-министр РБ Роман Головченко.
За три года через российские порты должно пройти около 10 млн. т белорусских нефтепродуктов (мазут, бензин, моторное масло). Об этом договорились президенты России и Беларуси в феврале этого года. И первый миллион тонн нефтепродуктов уже прошел этот путь. Теперь тот же самый алгоритм планируется проделать и с калийными удобрениями. Причем пандемия ковида показала, как легко разорвать логистические цепочки и как потом сложно их восстановить.
“Компания “Новотранс” ведет строительство универсального терминала в Усть-Луге, он будет переваливать в том числе и навалочные грузы. Вход в подобный проект (за счет российского кредита) вынудил бы Беларусь гарантировать определенный объем загрузки терминала, значит, даже после отмены западных санкций вернуть в Клайпеду перенаправленные объемы будет нелегко”, – отмечают аналитики исследовательской компании InComeIn.
“При любом сценарии очевидным проигравшим остается не “Беларуськалий”. Проигрывает во всех случаях только Литва. Потому что если белорусский калий уйдет в российские порты – он уйдет навсегда”, – добавляет Игорь Удовицкий.
Более того, по его словам, у санкций будут еще более серьезные побочные последствия. Они заставят сотрудничать вроде бы непримиримых конкурентов – “Белураськалий” и российский “Уралкалий”. Вместе две эти компании занимают больше 40% глобального рынка калийных удобрений. Значит, смогут влиять на мировые цены на эту продукцию. А это ударит в первую очередь по европейским фермерам.
Печальный результат. Весь мир сейчас борется с растущей инфляцией. Цены бьют рекорды и в США, и в консервативной Европе. Летом и осенью зашкаливали котировки природного газа. В итоге счета за электричество в большинстве стран ЕС выросли в разы. А теперь есть вероятность, что вырастет и цена на продовольствие. На это могут повлиять ставшие очень дорогими удобрения.
“Применять санкции к глобальному игроку, обеспечивающему 21% мирового потребления калийных удобрений, – очень смелый шаг. Потому что последствия также будут глобальными, они затронут весь мир, каждого человека. Все мы, каждый из семи миллиардов жителей Земли, через какое-то время вдруг обнаружим, что продукты подорожали – сначала на 20-30%, а через какое-то время – и в два-три раза. Таким образом, санкции, если они прекратят доступ белорусского калия на мировой рынок, – это санкции против кошельков каждого из нас, никто в стороне не останется”, – считает литовский бизнесмен Игорь Удовицкий.
Тем более, что калия на мировом рынке и до антибелорусских санкций не хватало. По прогнозу Международной ассоциации производителей минеральных удобрений (IFA), дефицит калия на глобальном рынке сохранится вплоть до 2050 г. А если из-за санкций после 8 декабря часть поставок временно будет приостановлена, дефицит на глобальном рынке усилится и цены вырастут еще сильнее.
Эксперты приводят простой, но жизненный пример – в 2018 г. на шахте “Беларуськалия” произошло обрушение кровли. Работа почти сразу была стабилизирована, но биржи отреагировали мгновенно. Акции других калийных компаний резко выросли. Спекулянты ожидали, что объемы производства удобрений снизятся, цены на них вырастут и это увеличит выручку производителей удобрений. То же самое может произойти и сейчас, но уже с гораздо большей вероятностью. А высокая стоимость калия неизменно приведет к росту цен на продовольствие.
“Если будет такая цена основных ингредиентов урожая, то какова будет стоимость зерна, сои? Думаю, в конечном счете здравомыслие восторжествует и калий будет продаваться на рынке и дальше”, – заявлял Николай Снопков, первый вице-премьер Беларуси.
По мнению некоторых экспертов, США и Европа, как это не раз бывало, смогут в последний момент отыграть назад. Чтобы не допустить негативных последствий для себя самих. К примеру, продлят переходный период, когда можно совершать сделки с “Беларуськалием”, еще на полгода – до 8 июня 2022 г. Правда, есть вероятность, что к этому времени бизнес-связи с республикой будут уже если не порваны, то надтреснуты. И быстро “склеить” их уже не получится.
Тем временем Россия и Китай ограничили экспорт. Другие “подкормки” для растений в мире тоже дорожают – например, фосфатные и азотные.
То есть европейские фермеры при всем желании не смогут найти альтернативу калию, чтобы снизить собственные издержки. При этом потребление удобрений стабильно увеличивается с каждым годом. И ждать, что тренд изменится, не следует. Как объясняют эксперты, растущему спросу способствует продолжающийся рост населения планеты и необходимость производить для него все больше продуктов питания. В 2020 г. спрос на калийные удобрения в мире составил порядка 70 млн. т в год.
В условиях ускоряющейся инфляции каждый начинает играть сам за себя. Цены растут по всему миру. Набор факторов для каждой страны свой. Но многие повторяются. Так, больше всего дорожают сырьевые товары. А значит, их дефицит внутри страны можно сбить экспортными пошлинами или ограничениями на вывоз за рубеж. Россия уже сделала свой шаг. Установила лимиты на вывоз удобрений.
“В структуре производства азотных минеральных удобрений существенную часть занимает цена газа. С ее ростом они неизбежно дорожают. За рубежом профильные предприятия даже закрываются. Чтобы не допустить дефицита на нашем внутреннем рынке и, как следствие, повышения цен на продовольствие, правительство по поручению президента на полгода вводит ограничения на вывоз азотных и сложных содержащих азот удобрений”, – объявил в начале ноября премьер-министр России Михаил Мишустин.
Решение будет действовать временно – с 1 декабря этого по 31 мая следующего года. Точно так же еще летом поступил Китай. Но там экспорт удобрений запретили вовсе. По словам экспертов, российские лимиты не очень жесткие. Объем разрешенного вывоза всего на 10-15% ниже реальных значений за прошлый год. Решение компромиссное. Производители в убыток не сработают, а с лихвой окупят затраты за счет более высоких мировых цен. С начала года азотные удобрения подорожали почти в три раза до $700-800/т.
Новые проекты.
Россия. Компания “Еврохим” Андрея Мельниченко реализует новый проект по производству калийных удобрений в Саратовской области. На балансе уже стоит месторождение руды с запасами на 1,5 млрд. т. Сейчас “Еврохим” производит азотные, фосфорные и комплексные удобрения. Но после разработки нового месторождения сможет расширить линейку за счет калия.
Беларусь. В республике тоже реализуются новые калийные проекты. Один из самых масштабных – строительство Петриковского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Гомельской области. Там будет возведен рудник и сильвинитовая обогатительная фабрика. Петриковский ГОК сможет выпускать от 1,5 до 3 млн. т калийных удобрений в год.
В 2019 г. “Беларуськалий” отправил на экспорт калийных удобрений (включая смешанные) на $3,04 млрд. Самые крупные поставки: в Бразилию – $561 млн., в Китай – 353 Индию – 347. Это 5,6% поступлений в консолидированный бюджет республики. Экспорт принес в страну в 2019 г. $2,8 млрд., в пандемийном 2020 г. – $2,4 млн. Это примерно 10% от продажи всей белорусской продукции за рубеж. (Союзное Вече/Advis/Химия Украины и мира)