Иран делает ставку на свою нефтехимическую промышленность. Она всегда была ключевым элементом модели “экономики сопротивления” страны.
Независимо от того, будет ли достигнута новая итерация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с США, Иран считает дальнейшее развитие нефтехимического сектора важным для своего долгосрочного экономического выживания. По данным иранской национальной нефтехимической компании (NPC), производство такой продукции в стране увеличилось с 3 млн. т в год в 1978 г. до 83,5 млн. т к марту 2021 г.
Министр нефти Ирана Джавад Овджи недавно заявил, что экспорт нефтехимической продукции Исламской Республики достигнет $4,8 млрд. в текущем иранском календарном году (закончится 20 марта 2022 г.). Учитывая это, доля Исламской Республики в нефтехимической торговле Ближнего Востока составляет 22,1%.
Иран с помощью своей нефтехимии может обходить санкции США. При этом Иран планирует реализовать 47 новых нефтехимических проектов. Пуск 10 из них запланирован на начало 2022 г. Это позволит довести объемы производства нефтехимии страны до уровня 100 млн. т в год. Что интересно, большая часть финансирования для данных проектов поступила из Китая.
Например, недавно был пущен завод Masjed Soleiman с годовой производственной мощностью 1,75 млн. т карбамида и аммиака. 66,55% акций завода принадлежат Национальная компания пенсионного фонда Ирана, остальная часть – акционерам “частного сектора”. Однако большая часть капитала в размере $850 млн., потребовавшихся для строительства комплекса, поступила из КНР. А главным подрядчиком проекта стала китайская Wuhan Engineering Company.
Необходимо понимать, что иранский нефтехимический сектор занимает серую зону с правовой точки зрения в условиях нынешних санкций. В настоящее время не существует санкций ЕС в отношении экспорта нефтехимической продукции из Ирана. А США не могут применять свои санкции в отношении иранской нефтехимии, если в ее производстве и продаже не задействованы американские физические или юридические лица.
Нефтехимический сектор приносит Ирану выручку примерно в 15-16 раз больше на тонну продукта, чем сырая нефть. А для инвесторов нефтехимия дает доходность 30-35% по сравнению с 12-15% в сегменте разведки и добычи. (teknoblog.ru/Химия Украины и мира)