Стоимость основных видов удобрений на мировых рынках, которая в 2021 г. увеличилась в несколько раз и достигла пиковых значений, в начале 2022 г. постепенно корректируется. Покупатели из США и Европы заняли выжидательную позицию, не спеша покупать химическую продукцию по рекордным ценам. Но, отмечают эксперты, пока нет предпосылок для того, чтобы удобрения начали значимо дешеветь.
К концу января 2022 г. глобальный химический рынок, разогретый резким ростом цен на сырье (стоимость газа с октября держалась выше $1 тыс./тыс. кубометров), постепенно начал остывать. Как отмечают источники среди крупнейших российских экспортеров, покупательский спрос снижается, что влияет на стоимость удобрений, которые в течение прошлого года подорожали в несколько раз.
Основной рост цен пришелся на четвертый квартал 2021 г., когда сельхозпроизводители в США и Европе традиционно начинают закупки под весенний сев. В этот период, как указывает в производственных итогах “Фосагро”, цены на DAP/MAP выросли в 2,3 раза в годовом исчислении, на аммиачную селитру и карбамид – в 3,5-4 раза к тому же периоду 2020 г. Но, поясняют в компании, такая динамика объясняется в том числе низкой базой первого года пандемии коронавируса, когда спрос резко упал. По оценке ЦЭП Газпромбанка, к концу 2021 г. тонна аммиака стоила $990-1030/т, карбамида – $850-930/т, что является абсолютным рекордом, DAP или MAP – $850-890/т, калий – $550-650/т.
К концу января основное снижение цены коснулось сектора карбамида, котировки которого на мировом рынке потеряли более 10%. Прежде всего понижательный тренд демонстрируют Бразилия и Индия, где закончился основной сезон закупок, поясняет в своем отчете “Акрон”. Карбамид торгуется на уровне $480-500/т (FOB Балтика). В то же время в США после снижения форвардных котировок наметилось их восстановление: цена для поставок в марте-апреле была установлена на уровне $600/т. Дополнительно повлиять на стоимость карбамида и толкнуть цены вверх в ближайшее время может растущий спрос в Индии, где сложился дефицит этого вида удобрений, поясняют источники. Помимо этого, прогнозируют в “Акроне”, поддерживать высокие уровни цен на азотные удобрения будут дорогой газ в Европе и ограничения по экспорту удобрений в Китае, России и Египте.
Мировой сектор фосфорных удобрений, отмечают собеседники на рынке, более сбалансирован. Так, стоимость DAP и MAP в Бразилии и Индии остается относительно стабильной на уровне $850-880 (FOB Балтика), хотя и наблюдается некоторая внесезонная коррекция. В то же время, отмечают собеседники, с начала года Индия закупила почти 1 млн. т DAP, что оказало дополнительную поддержку рынку фосфора.
Также к концу января не произошло существенных изменений и на рынке калия, где цена сохраняется на уровне $500/т (FOB Балтика) на стандартный продукт. Но, говорят источники, это может быть затишьем перед бурей на фоне грядущей остановки транзита белорусского калия через Литву. Государственная железнодорожная монополия Lietuvos gelezinkeliai 17 января сообщила “Беларуськалию”, включенному в санкционный список США, о расторжении с ним договора на транспортировку с 1 февраля по решению правительства Литвы. Как считают источники на рынке, у Беларуси фактически нет реальных логистических альтернатив для экспорта около 12 млн. т калия в 2022 г. В частности, в России нет свободных портовых мощностей для перевалки даже 20% этого объема.
В ЦЭП Газпромбанка отмечают, что за три недели января стоимость аммиака в среднем в большинстве регионов мира составляла $1-1,1 тыс./т на фоне сохранения высоких цен на газ и продолжающегося простоя многих заводов в Европе. Почти во всех регионах мира для всех видов удобрений отмечается снижение активности потребителей: отдельные заказчики в США, Бразилии и странах Европы заняли выжидательную позицию. Тем не менее, считают эксперты, на фоне продолжающегося энергокризиса, высоких цен на газ и простоя заводов в ЕС как минимум до середины второго квартала о сломе повышательного тренда говорить рано. Также цены на высоком уровне поддерживают установленные в России и Китае ограничения на экспорт удобрений, отмена которых ожидается в случае России только в мае. (Rcc/Химия Украины и мира)