Препятствий для продления “зерновой сделки” нет, считает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Переговоры об этом еще не закончены.
Но очевидно, что главным условием продления станет реальное (а не декларированное на бумаге) снятие барьеров с экспорта российской агропродукции и минеральных удобрений.
Но если разблокировка поставок зерна на мировой рынок нам крайне важна в условиях небывалого урожая, с экспортом минудобрений все не так критично. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, за восемь месяцев этого года производство минеральных удобрений в России снизилось на 2,5%, но оказалось больше, чем в 2019 (на 10,5%) и 2020 (на 4%) годах.
При этом экспорт из-за ограничений со стороны Европы снизился на 11%. Почти вполовину упали поставки аммиачной селитры, экспорт хлористого калия снизился почти на четверть, карбамидно-аммиачной смеси – на треть.
Российские производители фосфорсодержащих удобрений смогли перенаправить поставки из Европы на альтернативные рынки – например в Индию. А больше всего пострадали производители калийных удобрений. В портах стран Европы из-за санкций застряло около 300 тыс. т российских удобрений. А кроме того, с началом военной операции в Украине остановил работу аммиакопровод Тольятти – Одесса.
Из-за дефицита минудобрений Европа может превратиться из экспортера продовольствия в его импортера.
Единственный в Европе аммиакопровод был построен еще в 70-е годы прошлого века. Его мощность составляет 2,5 млн. т в год, протяженность – почти 2,5 тыс. км. Из них около 1,4 тыс. км трубы проходит по территории РФ, другие 1,02 тыс. км – через Украину (Луганская, Харьковская, Запорожская, Днепропетровская, Николаевская, Херсонская и Одесская области). В порту Одессы аммиак грузился дальше на экспорт.
Еще в сентябре в ООН призывали возобновить прокачку аммиака. Экспорт российского аммиака будет способствовать сохранению “зернового соглашения”, говорил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И, похоже, сейчас к этому вопросу вернулись.
По мнению ведущего экономиста Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Масимо Тореро, дефицит удобрений может негативно сказаться на производстве зерна. В итоге Европа может превратиться из экспортера удобрений в их импортера, а потом то же самое может случиться и с продовольствием.
Аммиак – основное сырье для производства азотных удобрений. А его выпуск в ЕС сократился на фоне дефицита удобрений из-за высокой цены на газ и электроэнергию (в структуре себестоимости аммиака доля природного газа может достигать 90%), отмечает аналитик ФГ “Финам” Алексей Калачев. Россия является вторым после Китая поставщиком аммиака на мировой рынок с долей в 11%.
Поэтому возобновление поставок по этому транспортному маршруту могло быть полезно для Европы. Для “Тольяттиазота” (чей аммиак в основном и перекачивался через трубу) это значило бы восстановление продаж и сохранение объемов производства.
“Однако вряд ли это возможно в ближайшее время, пока не закончена СВО. Вблизи маршрута продуктопровода ведутся боевые действия, что создает технологические риски. Думаю, что и перевалка в порту Одессы российской химической продукции также маловероятна”, – считает Алексей Калачев. (Rcc/Химия Украины и мира)