Обильные запасы рапса и фон экономических проблем будут сдерживать цены на рапсовое масло (RSO) в 2023 г., хотя существуют бычьи факторы, такие как повышенный спрос со стороны Китая и высокая маржа RME. Что касается отходов, конкуренция за отработанное растительное масло (UCO), вероятно, усилится.
Прогнозируется, что производство рапса в ключевых странах-производителях, Австралии и Канаде, резко возрастет в 2022-23 сельскохозяйственном году, а это означает, что мировое предложение должно более чем удовлетворить возросший спрос со стороны Китая и США, а европейские запасы относительно не пострадают.
Более высокий спрос в США связан с решением Агентства по охране окружающей среды (EPA) в начале декабря разрешить возобновляемое дизельное топливо и топливо для реактивных двигателей, изготовленное из масла канолы, для получения кредитов соответствия в соответствии со стандартом возобновляемого топлива (RFS). Это, вероятно, будет компенсировано внутренними поставками и увеличением импорта из Канады, но европейские поставщики могут вмешаться, если спрос превысит предложение Северной Америки. Некоторые европейские перерабатывающие предприятия хотят получить сертификат ICSS для своих заводов, чтобы иметь возможность поставлять продукцию на североамериканский рынок.
Движение рапса между Европой и крупнейшим потребителем растительного масла Китаем оживилось к концу 2022 г., вероятно, продолжится до 2023 г., поскольку потоки из Австралии в Китай маловероятны.
В Европе биотопливная промышленность будет выступать в качестве основного драйвера цен на RSO в следующей половине маркетингового года, поскольку пищевой сектор охвачен долгосрочными контрактами. Спрос на RSO должен возрасти во второй половине января, поскольку рентабельность производства достаточно высока, чтобы стимулировать производство. Предстоящие запреты или ограничения на пальмовое и соевое масло (SBO) на ключевых рынках биотоплива, таких как Германия и Бельгия, будут направлять спрос в сторону RSO.
В связи с увеличением спроса со стороны производителей гидроочищенных растительных масел (HVO) и экологически чистых авиационных топлив (SAF), особенно из Азиатско-Тихоокеанского региона в 2023 г., предложение UCO сократится по мере усиления борьбы за отходы сырья. Европейские производители биодизеля и HVO приобрели UCO в четвертом квартале в начале этого года, что задушило торговлю к концу 2022 г. Падение спроса в сочетании с отставанием на рынке Ucome и высокими затратами на энергию и производство удерживало своего рода потолок для UCO цены на конец календарного года. Но спрос, вероятно, резко возрастет после января.
Исход переговоров внутри ЕС снова повлияет на сектор биодизеля и биотоплива в целом в 2023 г.
Европейский совет по биодизелю (EBB) лоббировал законодателей ЕС, чтобы расширить список сырья, разрешенного для производителей SAF, чтобы удовлетворить растущий спрос со стороны сектора, связанный с новыми мандатами, но это выглядит маловероятным, что ограничит доступность UCO. Если законодатели решат исключить другие передовые виды сырья из пула SAF, это еще больше обострит конкуренцию за UCO. Частично это будет компенсировано удалением коричневого жира из части A приложения IX директивы ЕС по возобновляемым источникам энергии (RED II) и помещением его в часть B наряду с UCO и животными жирами, но в незначительном количестве.
Европейская комиссия планирует добавить ряд других нефуражных культур в часть А, но коммерческие объемы сырья из этих источников еще не получены, неясно, что будет разрешено.
Стабильный импорт UCO из Китая и Юго-Восточной Азии будет необходим для поддержания баланса спроса и предложения в Европе. Европейский импорт из этих стран постоянно увеличивается из года в год наряду с более высокими мандатами, но в целом цены и конкуренция будут расти из-за увеличения производства биодизеля в Азиатско-Тихоокеанском регионе и США и повышения мандатов в Южной Корее и Индонезии. (argusmedia.com/Химия Украины и мира)