“Российский автогаз повсюду. Смешивают все страны-поставщики: Румыния, Польша, Болгария, Литва”, – говорит основательница компании-импортера сжиженного газа “Омния трейд” Юлия Андреева.
Украина требует ужесточения санкций против России и запрета импорта российских товаров. Но от 20% до 30% автогаза в Украине имеет российское происхождение, что приносит стране-агрессору ежемесячно от $8 млн. до $12 млн. Власти признают проблему и пытаются найти решение, однако пока безуспешно. Что заставляет украинских импортеров покупать российское горючее и как это работает?
По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, последние месяцы около 30% всего импортируемого Украиной автогаза имело российское происхождение. Коллеги из компании “НефтеРынок” оценивают долю скромнее – в 20%. Но даже 20% – это около $8 млн.
Как это возможно при запрете на импорт товаров из России? До вторжения Россия была самым крупным поставщиком сжиженного газа в Украину. В 2021-м общий импорт автогаза составил 1,5 млн. т, треть шла напрямую из России. В белорусских и казахстанских поставках тоже была немалая доля российского топлива (обе страны занимали по 15%). В Украине производился только 21% автогаза, по данным “Консалтинговой группы А-95”.
После вторжения эти три самых больших канала недоступны, импортерам пришлось быстро перестроить логистические цепи. Они справились – в прошлом году украинцы потребили 1,1 млн. т автогаза, из которых завезли 837900 т. Около 64% импортировали из Польши, еще по 10% – из Литвы и Румынии, говорит директор по научной работе Института экономических исследований и политических консультаций Вероника Мовчан.
Крупнейшие импортеры, по данным соучредителя “Консалтинговой группы А-95” Артема Куюна, – БРСМ, ОККО, “Авантаж”, “Захидэкотоп”, “Надежда”.
Большинство стран поставляет в Украину гораздо больше газа, чем ее производственные возможности. Последние месяцы Литва и Латвия экспортируют в Украину около 8000 т. Единственный производитель сжиженного газа в странах Балтии – литовский Мажейкяйский НПЗ польской группы Orlen, который может экспортировать до 3000 т, говорит аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко.
Откуда дополнительные объемы? Российско-европейский микс автогаза.
В 2021-м крупнейшим источником сжиженного газа для Литвы была Латвия – 77,6%, а в Латвию газ попадал преимущественно из России – 88%, по данным Евростата. За девять месяцев 2022 г. Латвия также закупила у России почти 90% автогаза.
В Литве, Польше, Румынии российский автогаз на газонакопительных станциях смешивается с американским или норвежским, объясняет Андреева из “Омния трейд”. Если газ по крайней мере на 51% состоит из производимого в ЕС, он получает европейский сертификат происхождения. “Смесь газа из России и скандинавских стран вполне легально получает сертификат происхождения ЕС и идет на экспорт, в том числе и в Украину”, – признает Сиренко.
При этом украинское законодательство не запрещает завозить автогаз без сертификата происхождения, то есть горючее, которое на 100% может быть российским, добавляет Куюн. По данным его компании, 56% ресурса из Литвы и Латвии уходит в Украину без сертификата происхождения, из других стран – 27%.
“Стараемся покупать газ с сертификатом Orlen, однако мы никогда не знаем, нет ли там российского газа, – признает Андреева из “Омния трейд”. – Точно так же с российскими бензином и дизелем”.
А что с российским бензином и дизелем? Нефть российского происхождения начали смешивать с ресурсом других источников еще в апреле, писало издание The Wall Street Journal. В июне-июле в британские порты прибыло нефти из РФ на 80 млн. фунтов, писал The Times.
Проблема сокрытия российского дизеля и бензина впереди, ведь эмбарго на импорт российских нефтепродуктов вступит в силу с 5 февраля, пишет Reuters. Предполагают, что для изменения источника происхождения ресурс будут сначала везти в другие страны, в частности Индию.
Что заставляет трейдеров во время войны везти сжиженный российский газ из стран Балтии? Ответ на поверхности – меньшая цена.
Котировки российского сжиженного газа на границе Беларуси и Польши 18 января – $380, говорит Сиренко. Это на $200 дешевле, чем норвежский или американский газ. Разница в $200 – это 4 грн./л в конечной цене, говорит Андрей Корольчук, руководитель компании “Люкс трейд ресурс”.
Европейский выбор. В Министерстве энергетики Украины признают, что в Украину может ввозиться сжиженный газ российского происхождения, однако в меньших объемах, чем говорят эксперты. “30% – это преувеличение, – говорит заместитель министра энергетики Украины Николай Колиснык. – ЕС минимизирует поставки из России”.
20 января Минэнерго провело заседание по поводу импорта сжиженного газа российского происхождения. Обменялись мнениями, быстрого и простого решения здесь нет, говорит Куюн. “Борьбу с ресурсом российского происхождения нужно проводить не в Украине, а в ЕС. А процедуру проверки сертификатов происхождения нужно реформировать”, – добавляет он. Пока импорт сжиженного газа из России в ЕС не запрещен, а подлинность сертификата трудно проверить, открытого реестра этих документов нет.
5 февраля в ЕС начнет действовать эмбарго на российские нефтепродукты. Колесник из Минэнерго надеется, что это эмбарго остановит поставки сжиженного газа в ЕС из России. Сиренко не разделяет оптимизма чиновников: формулировка в восьмом пакете санкций размыта, сжиженный газ может избежать запрета. (Forbes-Украина/Химия Украины и мира)