За семь месяцев 2023 г. объем продаж лекарств в аптеках и отгрузок препаратов в госсегменте составил 3,23 млрд. упаковок. Всего было продано ЛП на 1237 млрд. руб. Это на 1% больше в натуральном выражении и на 3% меньше в денежном по сравнению с тем же периодом прошлого года, свидетельствует отчет AlphaRM.
Аптечные продажи. Объем продаж в розницу в коммерческом сегменте в январе-июле достиг 781 млрд. руб., что на 5% превосходит показатели 2022 г. В натуральном выражении аптечные продажи также показали рост: количество проданных упаковок выросло на 2% и составило 2,87 млрд.
В среднем за эти месяцы россияне потратили в аптеках около 5300 руб. Больше на 4%, чем годом ранее. Наибольшие затраты на лекарства у жителей Северо-Западного федерального округа – они в среднем закупались на 6400 руб. Меньше всего на лекарства тратили в Северо-Кавказском ФО – около 2400 руб., говорится в отчете.
Наибольшая активность покупателей в этом году пришлась на март. Всего в этом месяце были проданы 440 млн. упаковок ЛП на 120 млрд. руб. После марта наблюдалось снижение объемов продаж в денежном и натуральном выражении. Так, в июле были проданы 380 млн. упаковок препаратов на 107 млрд. руб.
Количество аптечных учреждений на конец июля 2023 г. достигло 76,3 тыс., что больше по отношению к семи месяцам прошлого года на 4%. На первой строчке в рейтинге аптечных сетей по доле рынка оказалась “Ригла” (Москва), второе место принадлежит АС “Апрель” (Краснодар), лидирующей по количеству точек (6577). Тройку лидеров замыкает “Имплозия” (Самара). По объему аптечных продаж в 2023 г. большую долю занимает продукция Stada. Второе место – Bayer, третье – “Отисифарм”. Среди брэндов первую позицию занял препарат “Ксарелто” от Bayer. Вторая строчка принадлежит “Эликвису” от Pfizer. Замыкает тройку лидеров “Детралекс” от Servier.
Госсегмент. Объем продаж ЛП в госсегменте в 2023 г. показал падение и в деньгах, и в упаковках. За этот период были проданы 355,3 млн. упаковок на 455,9 млрд. руб. – на 8% и 13% меньше показателей 2022 г. соответственно. Расходы государства на лекобеспечение в среднем составили 3100 руб. на человека (-14% к 2022 г.). Наибольшие затраты в этом сегменте зафиксировали к Центральном ФО (3600), наименьшие – в Северо-Кавказском ФО (1700).
Среди фармацевтических корпораций в государственном сегменте лидирует компания Roche, поставки препаратов которой в рассматриваемый период достигли 37,19 млрд. руб. На второй строчке Novartis с объемом отгрузок 31,28 млрд. руб., 61,4% из них пришлись на льготный сегмент. На третьем месте разместилась корпорация AstraZeneca, отмечается в отчете.
Лидером среди брэндов в стоимостном выражении в госсегменте стал “Эврисди” производства компании Roche, доля которого составила 2,2%. За ним следует “Спинраза” от Biogen, отгрузки которой на 95,6% приходятся на льготный сегмент. Третья строчка рейтинга принадлежит брэнду “Элизария” от компании “Генериум”.
БАД. Объем аптечных продаж БАД офлайн составил 64,9 млрд. руб., это на 14% больше показателей того же периода прошлого года. Онлайн-продажи биодобавок оказались больше на 32% и составили 8,68 млрд. руб. Самым продаваемым брэндом на онлайн-рынке БАД по итогам семи месяцев 2023 г. стал Solgar с долей 11,22%. На второй строчке расположился “Эвалар”, чьи продажи выросли на 32% по отношению к тому же периоду 2022 г. Замыкает тройку лидеров в этом сегменте “Доппельгерц” от компании Queisser Pharma с долей 2,58%.
Среди аптечных офлайн-продаж в рублях лидирует “Эвалар” с долей 8,55% (+12% к прошлому году). На второй строчке лидер онлайн-сегмента Solgar. Третье место принадлежит брэнду “Бак-Сет” от компании “Фармамед”, доля которого составила 2,83%. (gxpnews/Химия Украины и мира)