Обращение российских переработчиков к минпрому из-за дефицита полимерного МДИ обострило споры о развитии собственных российских технологий. А в мире усиливается информационная конфронтация между производителями традиционных топлив из ископаемых ресурсов и проектами “зеленого топлива”.
Нехватка МДИ обострила дискуссию о российских технологиях. Одной из самых нашумевших новостей на рынке стало обращение представителей нескольких отраслей промышленности России к министру промышленности Антону Алиханову с заявлением о нехватке полиметиленфенилизоцианата (“полимерного МДИ”). Сама проблема дефицита МДИ известна давно: на протяжении многих лет российские переработчики используют исключительно импортный продукт, в 2022 году уход европейских поставщиков сказался на этом сегменте, как и на других. Нынешнее ухудшение ситуации связано с действием вторичных санкций и ограничениями платежей через китайские банки.
Новость интересна не столько сама по себе, сколько в качестве повода к восстановлению (или усилению) дискуссии о технологических стратегиях для крупных российских химических компаний и ВИНК, а также о проблеме создания собственных промышленных технологий в условиях ограниченного доступа к мировому рынку.
Большинство технологий известны, большинство продуктов химии производили в России еще в 90-е и начале 2000-х. Их закрытие происходило не по вине “злокозненных врагов”, а чисто по экономическим причинам. Устаревшие производства из пакета советского наследия без протекционистских мер и модернизации проиграли в смертельной схватке за рынок более современным и эффективным международным компаниям. Сейчас в России есть институты, способные создать собственные промышленные технологии из имеющихся лабораторных и теоретических наработок. Есть научные школы, способные разработать технологии с нуля. Более того, по многим направлениям такая работа идет.
Вопрос лежит не в научной, а в экономической плоскости. С точки зрения развития собственных технологий у компаний есть только две стратегии. Первая – чисто рыночная: разработка, лицензирование и их дальнейшая продажа с целью отбить колоссальные затраты на R&D. Путь долгий, сложный, но в некоторых случаях реальный. Еще год назад сразу несколько российских компаний заявили о желании выйти на международный рынок технологий, несмотря на высокую конкуренцию. Позитивные результаты в этом направлении уже есть, например, у “Сибура” с каучуками. Но возможен ли такой успех с другими продуктами?
Вторая стратегия напрямую зависит от государственной политики. Если на государственном уровне выбран “путь самообеспечения”, то призывы бизнеса, какие звучали в том же письме Алиханову, о необходимости финансовой поддержки наиболее приоритетных проектов, вполне обоснованы.
В противном случае все огромные затраты на создание собственных технологий компании вынуждены будут заложить в стоимость конечного продукта и рано или поздно проиграют в экономической борьбе.
Кризис “зеленого топлива” или ВИНК выдают желаемой за действительное? На минувшей неделе сразу несколько крупных международных изданий сообщили о назревающем кризисе рынка “зеленого топлива”. В российских медиа также активно подхватили этот тезис.
Действительно, несколько стартапов по производству “чистого топлива” для авиации, судов и грузовиков потерпели неудачу, так и не начав работу. Компания, поддерживаемая United Airlines, которая собрала сотни миллионов долларов на переработку мусора в авиатопливо, закрылась. Другая, поддерживаемая Airbus, JetBlue и GE Aerospace, которая работала над использованием водорода для питания самолетов, обанкротилась. Chevron, BP и Shell свернули несколько проектов по производству биотоплива. Orsted отказалась от строительства завода по производству “зеленого” метанола на севере Швеции.
Основная причина лежит в дороговизне их конечных продуктов. По оценкам S&P Global Commodity Insights, например, экологически чистый метанол в 2-5 раз дороже, чем мазут с содержанием серы 0,5% (самый распространенный в мире тип судового топлива).
Однако крупнейшие СМИ словно не заметили того факта, что на один закрытый проект приходится три новых. Только за последний месяц было заявлено более десяти новых проектов. Норвежская Mana, энергетическая компания Equinor и исследовательский институт NORCE совместно построят первый в Норвегии завод по преобразованию отходов в “чистое топливо” для авиационной промышленности. Toyo и Pupuk Indonesia Holding Company (PIHC) создадут производство зеленого аммиака. Та же Orsted получила госсубсидии в США на завод по производству метанола мощностью 300 тыс. тонн в год из CO2. Швейцарская химическая компания Clariant и американская технологическая компанией KBR сообщили о десяти проектах по производству “зеленого” аммиака по всему миру.
Причиной активизации таких проектов служат новые экологические законопроекты, которые устанавливают минимальные целевые показатели по использованию экологически чистых видов топлива. В Европе они вступают в силу в 2025 году. А появление сразу в нескольких медиа сообщений о назревающем кризисе “зеленого топлива” может быть частью информационной войны традиционных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за рынок.
Индийский химпром становится привлекательным для инвестиций. Наконец, продолжаем следить за развитием химической и полимерной промышленностей в Индии, которая в ближайшее время может выйти на китайские докризисные темпы. В стране были заявлены несколько многомиллиардных программ по строительству новых мощностей, для реализации которых индийские корпорации привлекают ведущие мировые инжиниринговые компании.
Однако страна становится привлекательной и для внешних инвестиций. Так, Indorama, несмотря на оптимизацию бизнеса в ЕС и Австралии, активизирует проекты в Азии, особенно в Индии. Индия становится интересной и для главных мировых инвесторов – арабских стран. Saudi Aramco, которая активно вкладывается в нефтехимию Китая, стала присматриваться и к индийским проектам.
Учитывая рост численности населения в Индии, а значит и внутреннего рынка сбыта, страна, безусловно, заслуживает такого внимания. (rupec.ru)