В августе импорт дизтоплива в Украину вырос на 23% и достиг 664 тыс. тонн, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”. Объемы закупок топлива за границей превысили показатели января 2023 г., когда рынок готовился к возможным последствиям эмбарго ЕС против российских нефтепродуктов. Также импорт был выше июня 2023 года, накануне прошлогоднего возврата ставок акцизов.
Компании активно покупали дизель за границей, пользуясь возможностью дополнительно заработать на разнице акцизов, поскольку в этом году государство более убедительно мотивирует топливный бизнес платить налоги. Стоит напомнить, что многие трейдеры разного калибра за последние несколько месяцев попали в рисковые.
В пользу импортеров играла и ценовая конъюнктура европейского дизтоплива. В августе котировки ULSD в Северо-Западной Европе и Средиземноморье колебались в диапазоне $696-750/т CIF, в то время как в июле стоимость дизеля на эталонных базисах составляла $731-826/т CIF.
Рост поставок в августе произошел по всем направлениям, но самый значительный прирост объемов импорта был зафиксирован из южных стран. В прошлом месяце на юге украинские компании приобрели 383 тыс. тонн дизтоплива, это на 81 тыс. тонн или на 27% больше по сравнению с июлем.
Самые большие объемы продукта на южном направлении поступили из Румынии. В августе поставки оттуда выросли на 32% до 223 тыс. тонн. Две трети отгрузок пришлись на трейдеров Vitol (75 тыс. тонн), Euronova Energies (51 тыс. тонн) и Socar (26 тыс. тонн). Также более 10 тыс. тонн в августе продали компании Oscar Downstream и Rinaco Trade.
Очевидно, что некоторые украинские компании в условиях ограниченного времени сделали ставку на увеличение поставок ресурса из близлежащих румынских базисов. Из-за этого импорт дизтоплива из Греции в августе сократился на 3% до 116 тыс. тонн. Наибольшие объемы топлива производства Hellenic Petroleum и Motor Oil были проданы в компании Cantarell Trading (31 тыс. тонн), D.Trading (19 тыс. тонн) и Orexim Trading (15 тыс. тонн).
Поставки дизтоплива из Турции в августе утроились и достигли 35 тыс. тонн. В этом случае длинная логистика была компенсирована низкими премиями в порту “Алиага”. В августе кроме дизтоплива STAR в Украину поставлялся продукт Tupras Aliaga Izmir Refinery. Оба завода перерабатывают российскую нефть, а морские терминалы других НПЗ компании Tupras активно импортируют российские дизтопливо и газойль.
Отгрузки с запада выросли на 19% до 282 тыс. тонн. На поставках ресурса по этому направлению отразились логистические ограничения Orlen Lietuva. В августе на терминале “Моцкава” проводилась реконструкция с целью увеличения пропускной способности, что привело к сокращению железнодорожных отправлений с 19,8 тыс. тонн в июле до 7,7 тыс. тонн в августе. Уменьшение количества поездов было компенсировано ростом продаж автомобильных партий дизеля, но в итоге поставки ресурса из Литвы выросли всего на 2%.
Импорт дизтоплива из Польши в августе вырос на 30% до 162 тыс. тонн. Наибольшие объемы поставок обеспечила компания Select Energy, являющаяся партнером “Укрпаллетсистемы”. В прошлом месяце компания из Коростеня импортировала 61 тыс. тонн продукта, это на 10% больше по сравнению с июлем. Второй по объемам поставок дизтоплива в августе из Польши была группа Unimot. В прошлом месяце продажи дизеля Unimot в Украине удвоились и составили 49 тыс. тонн. На третье место рейтинга откатился концерн Orlen, который сократил железнодорожные отгрузки продукта с 38 тыс. тонн в июле до 30 тыс. тонн в августе.
В августе в Украину поставлялось дизтопливо, произведенное в 20 странах. Но на первую десятку стран-производителей пришлись 90% объемов поставок в августе. Наибольшие объемы импортируемого продукта принадлежали дизтопливу греческого происхождения. В прошлом месяце компании приобрели 159 тыс. тонн топлива производства Hellenic Petroleum и Motor Oil. Второе место по объемам заняла Турция. Продукция НПЗ STAR и Tupras в структуре импорта составила 128 тыс. тонн. Около 55 тыс. тонн дизеля производства ADNOC было отгружено из ОАЭ. (enkorr.ua)