В начале сентября цены на сжиженный газ на западном и южном направлениях поставок продолжили рост. В то же время спрос на импортный ресурс со стороны украинских компаний обвалился на фоне достаточных запасов, которые были сформированы в течение августа.
Стоимость оптовых партий российской смеси в восточных воеводствах Польши за неделю не изменилась и составляет 2800-2850 зл./т ($727-740/т). В начале сентября на польском рынке наблюдается постоянный спрос на автогаз, в то время как отправки продукта из России уменьшаются. В августе российские компании отгрузили в сторону Польши 49,6 тыс. тонн газа, что на 12% меньше по сравнению с июлем. Августовский экспорт газа из Казахстана в польском направлении также сократился из-за ремонта на месторождении Тенгиз и высокого внутреннего спроса. Участники рынка считают, что в сентябре тенденция сокращения отправлений из России сохранится. В текущем месяце на нескольких российских заводах начались ремонтные работы, что уменьшит объемы предложения для экспорта.
Сокращение объемов предложения сказалось на ценах импорта. Стоимость железнодорожных партий ПБТ на белорусско-польской границе за неделю выросла на $10-15/т до $580-610/т DAP Брест.
Цены на ПБТ для украинских покупателей в начале сентября продолжили рост. Стоимость автомобильных партий на условиях FCA выросла на $5/т до $720-745/т. С учетом транспортных расходов до украинской границы смесь подорожала на $7/т до $758-774/т. Польские компании увеличивают цены из-за повышенного спроса на нероссийский газ на внутреннем рынке. Украинские импортеры не спешат раскупать дорогой продукт. “Мы вели переговоры с одной из украинских сетей, но их не устроила цена. Договорились вернуться к вопросу через неделю”, – рассказал один из польских трейдеров.
В другой польской компании считают, что цены на газ в Польше не упадут даже из-за уменьшения котировок в ARA. Несколько участников рынка сообщили, что 13 сентября на НПЗ в Плоцке начнется ремонт, который продлится пять недель. Поэтому концерн Orlen активно скупает газ, создавая дополнительный спрос. “Когда украинские клиенты вернутся, они будут удивлены, потому что на польском рынке цены будут выше ожидаемых”, – отметили в польской компании.
На рынке пропана цены в начале сентября не претерпели существенных изменений. Стоимость российского продукта, как и на прошлой неделе, составила 2900-2950 зл./т ($753-766/т). Оптовые партии пропана в Гданьске в течение недели подешевели с $760-775/т до $760-770/т. С учетом стоимости доставки в Малашевичи американский газ будет стоить 3100-3150 зл./т ($805-818/т). Массовые закупки газа для сушки зерна аграриями пока не начались. Трейдеры отмечают, что потребление пропана фермерами в этом сезоне может быть невысоким из-за наблюдавшейся в течение августа сухой погоды.
Цены на балтийских терминалах за неделю выросли на $1-16/т и составили $735-780/т с учетом стоимости транспорта до польско-украинской границы. Цены в Литве и Латвии растут на фоне высокого спроса в Польше и повышения цен на ресурс Orlen Lietuva. По словам представителей компаний, литовский производитель продолжает политику ограничения объемов продаж. Выбранные украинские клиенты получают по 1-2 машины в неделю, остальные остаются вообще без объемов.
Железнодорожные партии ПБТ в начале сентября предлагались за $790-800/т, это в среднем на $8/т меньше, чем в конце августа. Но, учитывая стоимость газа на внутреннем рынке, украинские компании считают такие цены слишком высокими. “Цена $800/т на границе – это очень дорого, тем более, если везти газ в центр страны”, – сказал один из импортеров. На последнем аукционе “Укрнафты” средневзвешенная цена на газ составила 52470 грн./т ($757/т). В долларовом эквиваленте цена выросла на $33/т по сравнению с 23 августа, однако остается ниже импортной альтернативы.
Повышение цен Sonatrach в сентябре вынудило южных трейдеров увеличивать стоимость газа. Автомобильные партии ПБТ в Галаке подорожали на $45-50/т до $750-760/т. Стоимость автомобильных партий смеси в Мангалии выросла на $30/т до $710-720/т. Украинские поставщики на дунайских терминалах предлагали смесь за 51000-51500 грн./т ($727-738/т). Рост цен и затоваривание украинского рынка негативно отразились на продажах южных трейдеров. “Спроса нет, но мы не имеем возможности снизить наши цены”, – рассказал один из румынских поставщиков. (enkorr.ua)