В марте импорт дизтоплива увеличился на 31% по сравнению с февралем и составил 517 тыс. т. В посуточном выражении поставки выросли на 19% до 16,8 тыс. т, свидетельствуют данные Консалтинговой группы “А-95”.
Несмотря на мартовский рост поставок, по итогам I квартала падение объемов импорта составило 15%. В январе-марте компании привезли из-за границы 1,23 млн. т топлива против 1,44 млн. т в I квартале 2024-го. Этой зимой импортеры решили не подвергаться убыткам, поэтому пытались не везти лишних объемов.
Рост импорта в марте произошел из-за активизации южных трейдеров. После двух месяцев зимней голодовки, посчитав, что запасов на рынке стало меньше, компании приступили к делу. Суточные поставки на юге выросли на 39%, в то время как с западного направления поток увеличился всего на 2%.
Импорт из Румынии в прошлом месяце взлетел на 55% до 160 тыс. т.е. Бессменным лидером среди отправителей был Vitol, который в марте удвоил продажи и отгрузил 63 тыс. т. Вторую и третью строчку заняли Socar и Euronova с 34 тыс. т и 26 тыс. т.
В полтора раза больше, 88 тыс. т, поступило продукта в прошлом месяце из Греции. Две трети объемов поставок пришлось на компании Cantarell Trading (37 тыс. т), AGTG (14 тыс. т) и Octans Trade (7 тыс. т). В марте из Греции отгружался в основном продукт производства Hellenic Petroleum. Несмотря на начало ремонта, греческая компания выделила достаточный объем для украинского рынка. Но по итогам апреля поставки с НПЗ в Элефсине, скорее всего, сократятся.
Эпизодические зимой, поставки из Турции в марте начали набирать обороты. В марте с НПЗ STAR были отгружены 18 тыс. т, что на 58% больше по сравнению с февралем. В апреле с турецкого завода в Украину может доехать около 25 тыс. т продукта, прогнозируют трейдеры.
Но настоящая интрига сезона зовется Wexler. В феврале компания распечатала подсанкционный терминал Opet в Мармаре, из-за чего получила тщательную проверку таможенников почти на две недели. Несмотря на этот показательный опыт, на днях ожидается партия из Мармары. В условиях текущей турбулентности на рынках такие риски могут потопить любую экономику.
Поставки из Польши выросло на 27% (+34 тыс. т) до 162 тыс. т. Основной вклад в прирост объемов внес концерн Orlen, нарастивший отгрузку на 20 тыс. т до 71 тыс. т. Трейдер Select Energy, обеспечивающий “Укрпаллетсистем”, увеличил поставки с 39 тыс. т до 46 тыс. т. Наиболее запомнился Unimot – рост в 4 раза до 13 тыс. т. Впрочем, успех относительный, поскольку в прошлом году польская группа поставляла в среднем 25 тыс. т ежемесячно.
Среди других польских поставщиков стоит выделить Oktan Energy, которая в феврале привезла всего 2 тыс. т, а в марте утроила объем поставок. Компания Яна Бобрика, как и UPG, импортирует топливо через терминал в Щецине и в начале апреля первой доставила в Украину дизель канадского производства, где его в частности встретила “Западная топливно-энергетическая компания”.
Из Литвы в марте поступления ДТ выросли на 18% до 50 тыс. т. Львиная доля объемов, почти 49 тыс. т, пришлась на прямые поставки Orlen Lietuva. В прошлом месяце литовский производитель увеличил “железнодорожные” продажи с 7 до 19 тыс. т благодаря улучшению ценовых условий.
Крупнейшим импортером дизтоплива в прошлом месяце стала группа OKKO, увеличившая объемы на 55% до 65 тыс. т. На второй и третьей ступеньках оказались “Укрпалетсистем” и “АО Энерго Трейд”, которые в февральской десятке были №1 и №3. “Укрнафта” в марте сохранила объемы импорта на уровне февраля (32 тыс. т), но из-за роста закупок другими компаниями опустилась с 4-го на 7-е место, пропустив перед собой “Пейд”, WOG и “Газтрим”.
Новичком в первом весеннем ТОП-10 стало ООО “Барвысти рушныкы”, утершее нос таким трейдерам, как “Мартин-Трейд” и “Кворум-Нафта”. В импортерах “Рушныкы” были впервые замечены в сентябре 2024 года, но привлекли внимание скорее благодаря названию. В марте компания увеличила импорт с 5 до 17 тыс. т, а в апреле, говорят, может еще увеличить объемы. Сведений о компании немного, но источники на рынке связывают ее с производителем замороженных полуфабрикатов “Пирятинский деликатес”, а реализацию импортируемых объемов на внутреннем рынке осуществляет “Старт Агро”.
В марте украинские компании довольно быстро импортировали дизель, но уже в середине месяца появились признаки перелива рынка. В апреле начинают просыпаться аграрии, благодаря которым трейдеры рассчитывают заработать хоть какую-то копеечку. Впрочем, этой весной может повториться прошлогодняя ситуация, когда объемы были, а доходы не подъехали. (enkorr.ua)