Покупатели сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Балканском регионе снизили в 2025 году покупку продукта российского происхождения из-за действий санкций, введенных в конце прошлого года, свидетельствуют данные трейдеров и Reuters.
Болгарские и румынские покупатели, крупные импортеры СУГ в Балканском регионе, перешли в этом году на поставки из других стран, нарастив закупки, в том числе в грузинских, греческих и турецких портах.
Болгария снизила морской импорт продукта через порт в Бургасе в январе-апреле 2025 года на 21% по сравнению с январем-апрелем 2024-го, до 80 тыс. т, в основном из-за сокращения закупок из российских портов, но при этом увеличила поставки из Грузии в пять раз. Трейдеры отметили, что морской импорт СУГ в Болгарию через Бургас за январь-апрель сократился из-за сезонного падения потребления пропан-бутана как автогаза и профицита топлива на внутреннем рынке, несмотря на ремонтные работы в прошлом месяце на НПЗ в Бургасе. “Потребители, опасаясь низкого предложения на рынке из-за ремонта на местном НПЗ, нарастили морской импорт в апреле. Однако это привело к профициту топлива на внутреннем рынке”, – сообщил один из трейдеров.
Морские поставки СУГ в Болгарию по итогам прошлого года снизились незначительно, в то время как сухопутный импорт упал примерно на треть. Кроме того, увеличились экспортные отгрузки газа из Болгарии в соседние страны – до 35 тыс. т с 21 тыс. 2023 года. Поставки СУГ танкерами-газовозами в Болгарию осуществляются только через Бургас.
Популярность пропан-бутана как моторного топлива в Болгарии остается высокой: среднее соотношение розничных цен на СУГ к бензину Аи-95 в январе-апреле 2025 года составило, по оценке трейдеров, около 49%. Традиционно соотношение розничных цен на СУГ к Аи-95 ниже 50% считается выгодным для перевода автотранспорта на использование пропан-бутана в качестве моторного топлива.
Румыния, другой крупный потребитель СУГ в Балканском регионе, практически полностью прекратила закупки СУГ из российских портов: доля поставок из России еще в прошлом году упала до 1% с 19% от общего объема импорта в 2023 г. Румыния увеличила морской импорт СУГ в январе-апреле 2025 года по сравнению с январем-апрелем 2024 года на 15% до 120 тыс. т, по данным LSEG. Как считают трейдеры, спрос на автогаз растет и в самой Румынии, также часть поступающих в страну через порты объемов СУГ в дальнейшем реэкспортируется в соседние регионы – Украину, Болгарию, Сербию и другие страны.
Соотношение розничных цен на автогаз к бензину Аи-95 в Румынии в январе-апреле 2025 составило около 49%, по оценке участников рынка. География стран-поставщиков СУГ в румынские порты в этом году несколько шире по сравнению с Болгарией: помимо поставок из турецких, греческих и грузинских портов сжиженный газ в Румынию поступает из Египта, Италии, Мальты и Франции, по данным LSEG и источников.
Румыния увеличила морской импорт СУГ в 2024 году по сравнению с 2023 г. на 4% до 303 тыс. т, в то время как Болгария сократила морской импорт через порт в Бургасе на 2% до 257 тыс. т, по данным LSEG.
Потребление СУГ в Румынии составляет около 550 тыс. т в год, в Болгарии – около 450 тыс. т в год. Румынский рынок СУГ обеспечивается путем поставки как с местных НПЗ, так и в результате импорта, в основном через два порта – в Галаке (73% морского импорта 2024 года) и Мидии (24%).
Болгарский рынок обеспечивается поставками с местного НПЗ в Бургасе (около 100-110 тыс. т в 2024 г.), а также благодаря сухопутному импорту из Румынии (около 25-30% от всего импорта) и морскому – через порты в Бургасе и Варне. (enkorr.ua)