Стоимость основных марок нефтепродуктов в розничной сети сохраняет потенциал дальнейшего роста в диапазоне 1,25-1,7 грн./л. Об этом говорится в пресс-релизе Консалтинговой группы “А-95”.
Расчет “А-95” основан на изучении динамики роста цен на мировом рынке и на внутреннем оптовом рынке Украины с ноября 2020 г., когда мировые цены на нефть и нефтепродукты начали рост с отметки $37/барр.
Отмечается, что по состоянию на 4 марта 2021 г. рост цен на рынке Северо-Запада Европы составил: нефть – с $37 до $67/барр. (+81%), бензин А-95 – с $357 до $629/т (+76%), дизтопливо – с $315 до $553/т (+75,5%).
За аналогичный период в Украине темпы роста были следующими: оптовая (закупочная) цена на бензин А-95 – с 25500 до 33230 грн./т (+5,83 грн./л, +30,3%); дизтопливо – с 19420 до 26060 грн./т (+5,51 грн./л, +34,2%); средние цены на автозаправочных станциях выросли на бензин А-95 с 24,19 до 28,33 грн./л (+4,14 грн./л, +17,1%), на дизтопливо – с 23,46 до 27,73 грн./л (+4,27 грн./л, +18,2%).
“Мы наблюдаем существенное опережение темпов роста закупочных цен, жестко привязанных к мировым, над повышением ценников на АЗС. Это говорит о том, что существует значительный потенциал роста. Для бензина он составляет около 1,70 грн./л, по дизтопливу 1,25 грн./л”, – говорит Сергей Куюн, директор Консалтинговой группы “А-95”.
На дальнейший рост цен в розничной сети указывает и отставание от динамики повышения цен на европейских АЗС. С ноября по март средний рост цен в Германии, Испании, Италии, Литве, Польше, Румынии и Франции на бензин и дизтопливо составил соответственно 27,7% и 33,8%. В Украине с учетом валютных колебаний этот показатель составил 25,4% и 22,7%.
По мнению экспертов “А-95”, помимо существующего потенциала для роста цен существуют предпосылки для дальнейшего ралли. Основным фактором является сохранение высоких цен на нефть в мире и прогнозы по дальнейшему росту в связи с продлением договоренности крупнейших нефтедобывающих стран о дальнейшем ограничении производства сырья.
“В Украине ценовая пружина сжималась три месяца в связи с пониженным потреблением и высокими поставками топлива во время январских праздников, локдауна и последующими погодными условиями. Теперь эта пружина быстро распрямляется по мере обновления запасов и роста цен на нефть”, – отмечает Сергей Куюн.
К числу амортизаторов роста цен в Украине эксперт также относит растущий объем теневого топливного рынка, который за счет неуплаты налогов имеет возможность не замечать в полной мере изменений внешней конъюнктуры.
Ранее сообщалось, что в Украине наблюдается стремительное расширение теневого рынка нефтепродуктов, что проявляется как в растущих объемах производства на мини-НПЗ, так и в возобновлении деятельности нелегальных заправочных станций. Консалтинговая группа “А-95” оценивает совокупные потери бюджета от деятельности нелегального сегмента топливного рынка за 9 месяцев 2020 г. от 9 до 15 млрд. грн. При этом наибольшая доля нелегальной реализации топлива была присуща сжиженному газу – 35% (524 тыс. т) и дизельному топливу – 19% (1 млн. т).
Согласно исследованию “А-95”, в 2020 г. в Украине работали 24 предприятия по производству топлива с месячным объемом переработки 30-35 тыс. т. Они производили товарные нефтепродукты классов Евро-3 и Евро-4, но во избежание уплаты акцизного сбора маркировали свою продукцию как растворители, сольвенты, абсорбенты, легкую фракцию, лигроиново-газойлевую фракцию и прочие безакцизные позиции.
В январе 2021 г. стало известно о мощном канале поставок в Украину безакцизных компонентов для производства моторных топлив на основе МТБЭ и метанола под видом растворителей (код 3814009090). Получателями этой продукции стали розничные сети или мини-НПЗ: группа “БРСМ-Нафта” (2,51 тыс. т) и харьковская компания “Пром Хим” (2,38 тыс. т), отправляющая часть ввозимых растворителей на мини-НПЗ в Мерефе (Харьковская область), откуда закупает топливо сеть Motto. Среди импортеров растворителей также необходимо выделить ООО “Терминал”, которое в январе ввезло 190 т. (enkorr.ua/Химия Украины и мира)