Ситуация на топливном рынке зависит от нефтедобывающих компаний и налоговой политики государства. Однако применяемые меры не оказывают на рынок положительного действия. Скорее наоборот, попытки властей избавить страну от дефицита бензина ведут к ухудшению качества топлива и росту цен на него.
Почему скачут цены на бензин? Одна из проблем закеючается в поставках бензина. Так, если крупные компании берут его у себя по своим, закрытым для посторонних, ценам, то рознице приходится идти на нефтебазы, так как НПЗ с ней не работают. А это дополнительные расходы: на нефтебазах более высокие, чем на НПЗ цены. Плюс аренда бензовозов и необходимость наличия у владельцев АЗС свободных средств для предоплаты. Высокая стоимость бензина в стране объясняется и устарелостью, и низкой эффективностью нефтеперерабатывающих заводов. Так, если на предприятиях США из тонны нефти получают 420 л бензина, то в Казахстане втрое меньше. Но главное, это некорректность и сложность самой формулы расчета розничных цен на нефтепродукты. Последнее повышение цен на бензин стало результатом дефицита топлива, а не роста стоимости барреля нефти на мировом рынке. Однако, после снятия ограничений на импорт топлива из России, дефицит ГСМ ликвидирован, но никто не собирается возвращать цену на бензин к исходному уровню.
Несмотря на то, что стоимость барреля нефти ниже его стоимости в октябре 2012 г., когда, например, цена АИ-92 была установлена на уровне 110 тенге/л. А ведь ранее заявлялось, что АРЕМ утверждает предельную цену на топливо по формуле, приведенной в правилах от 2 марта 2012 г. №287. В этой формуле учитываются такие факторы, как мировая котировка нефти, экспортная таможенная пошлина, курс доллара, расходы по хранению и транспортировке нефти, затраты по розничной реализации нефтепродуктов. В формулу почему-то введены расходы на доставку нефти из Италии в Казахстан, хотя на местных НПЗ перерабатывается практически только казахстанское и западносибирское сырье. И если следовать всем условиям формулы, то предельная цена на горючее должна быть заметно выше, чем это видно на стелах АЗС.
Но и при этом бензин в стране по отношению к средней зарплате один из самых дорогих среди нефтедобывающих стран. Если житель Норвегии (где цена бензина около $2/л) на свою среднюю зарплату может приобрести свыше 2 тыс. л бензина, то гражданин Казахстана (с официальной средней заработной платой далекой от реальных показателей уровня жизни) – около 700 л. Поэтому, согласно экспертным оценкам, семья из 4 человек тратит на бензин в среднем 10% от доходов, а в западных странах этот показатель составляет 1-2%. Литр топлива в стране стоит почти в 40 раз дороже, чем в Венесуэле, в 25 раз дороже, чем в Туркменистане, в 5 раз дороже, чем в Саудовской Аравии. Дело в том, что в этих странах не берут налоги с производителей топлива и даже их дотируют. Вместе с тем, у занимающей 8 место в рейтинге стран по добыче нефти Бразилии стоимость бензина составляет $1,5/л.
Объективно сравнивать цены на бензин в различных странах довольно сложно. Этому препятствуют как существенно отличающиеся уровни доходов населения и налоговой нагрузки на бензин в системах налогообложения, так и практики регулирования цен на топливо. Например, доля налогов в стоимости автомобильного топлива в США составляет 15% от розничной цены на бензин, в странах ЕС – 70-80%, в России – 55-65%. В частности, если в импортирующей нефть Германии акциз составляет EUR0,7 плюс 19% НДС, то в США акциз составляет менее 10 центов/л, а НДС не применяется. В России акцизный сбор в зависимости от октанового числа бензина составляет от 5,1 до 5,9 тыс. руб./т. В Казахстане, по недавним данным, около 45% стоимости литра бензина приходится на цену сырой нефти. Остальное – стоимость переработки нефти в автомобильное горючее, торговая надбавка посредников и продавцов, а также налоги и прочее. По оценкам экспертов, стоимость переработки нефти в Казахстане достигает 30% от стоимости конечного продукта, тогда как в развитых странах эти затраты вдвое меньше.
Таким образом, для того, чтобы потребители в Казахстане имели возможность приобретать топливо без лишней накрутки, необходимо разобраться со всей цепочкой его ценообразования в стране. В частности, Казахстанская топливная ассоциация с апреля 2012 г. поднимает вопрос о необходимости регулирования цен оптовых поставщиков. И это понятно. Сговор возникает не на уровне розницы, а на уровне оптового звена, поскольку цены диктуют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Чтобы добиться снижения цен на нефтепродукты, нужно работать именно с ними. Тем более, что для воздействия на ВИНК у государства есть все рычаги.
Законодательно необходимо разработать и принять методику расчета оптовых цен на нефтепродукты и маржи для розницы. Однако решение этого вопроса затягивается, поскольку ни одно из профильных ведомств не желает им заниматься. А ведь государственные органы (в том числе и МНГ) еще в марте 2013 г. поддержали необходимость введения законодательного регулирования оптовых цен на нефтепродукты.
Еще один фактор – система налогообложения в стране, которая исполняет исключительно фискальные функции. Необходимо грамотное снижение налоговой нагрузки. Например, в зависимости от нефтяных котировок на мировом рынке поднимать экспортные пошлины, но снижать налоги на топливо внутри страны. При росте стоимости барреля – увеличивать экспортную пошлину, но снижать акциз, нефтяники будут компенсировать свои потери от роста пошлины уменьшением акциза. В результате исчезнет необходимость поднимать цены на бензин внутри страны. Кроме того, следует законодательно закрепить обязательное резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке и публиковать в информацию об их наличии на НПЗ и нефтебазах. (oilnews.kz/Химия Украины, СНГ, мира)