После долгих дебатов США начали двигаться вперед в части экспорта сжиженного природного газа, но им, возможно, стоит изучить опыт Австралии, чтобы понять возможные последствия.
Быстрый рост в Восточной Азии был главным фактором спроса на сжиженный природный газ в течение нескольких лет, но отключение почти всех ядерных реакторов в Японии в 2011 г. привело к крайне сильному спросу на СПГ в регионе. В результате цены на СПГ взлетели, а крупные производители природного газа по всему миру поспешили воспользоваться высокими ценами. Австралия была особенно агрессивна. Страна планирует обойти Катар в качестве крупнейшего в мире экспортера СПГ благодаря огромному экспортному потенциалу. В настоящее время в стадии строительства находятся несколько экспортных терминалов, когда они будут завершены в течение ближайших 4-5 лет, экспортный потенциал СПГ Австралии вырастет с 22 млн. т/год до более чем 80 млн. т/год. Усиление экспорта также позволит улучшить торговый баланс страны, создать новые рабочие места и стимулировать производство.
Такие же аргументы использовались в США, чтобы оправдать экспорт сланцевого газа с таких месторождений, как Marcellus и Eagle Ford. Но основным вопросом, который обсуждается в ходе дебатов, является влияние на внутренние цены.
В Австралии экспортный импульс привел к тому, что внутренние цены на природный газ выросли в 3 раза за последние несколько лет. Средняя семья в Новом Южном Уэльсе, самом населенном штате Австралии, в 2014 г. может столкнуться с ростом цены на газ до $200. Последние данные говорят о том, что эта сумма будет расти, так как планируется принятие законопроектов, увеличивающих объемы экспорта природного газа. Производителям природного газа выгоднее экспортировать продукцию, а не продавать ее на внутреннем рынке. В результате все больше газа поставляется на экспорт, а внутренние цены растут, чтобы хоть как-то конкурировать с экспортными.
Есть веские причины полагать, что опыт Австралии нельзя полностью применить к США, так как есть огромные различия между двумя странами. Например, США добывают газа в 15 раз больше, чем Австралия. Что еще более важно, доля экспорта в секторе резко различается. К концу десятилетия Австралия будет экспортировать в 3 раза больше природного газа, чем потребляет. Но в США, когда будет завершено строительство экспортных терминалов, доля экспорта составит только 10% от текущего уровня потребления.
Тем не менее, внутренние цены на газ будут расти, так как экспорт будет конкурировать с сильным внутренним спросом. Угольные электростанции постепенно вымирают, а газовые электростанции быстро вытесняют их. Природный газ также все чаще используется в качестве сырья для пластмасс, удобрений и других продуктов нефтехимии. Спрос на природный газ, как правило, подвержен сезонным факторам. Зимой спрос растет, в последние годы он в холодное время увеличивается очень сильно. В частности, прошлая зима показала значение природного газа в энергетическом балансе США. Холодная погода на восточном побережье привела к сильнейшему росту цен, так как дома и компании пытались согреться. Уязвимость США к резким скачкам цен будет увеличиваться в будущем по двум причинам: страна все больше будет полагаться на природный газ, но за границу также будет отправляться все больше газа. Это может привести к временному дефициту, а цены будут расти сильнее, чем это было в начале 2014 г.
Сторонники экспорта часто утверждают, что выгоды – улучшение торгового баланса, новые рабочие места, рост производства – перевешивают издержки. Это может быть правдой, но преимущества будут доступны только некоторым, тогда как бремя расходов ляжет на всех. Это не означает, что экспорт газа для экономики США является плохой идеей. Но необходимо принимать во внимание опыт других стран и перспективу поддержания больших объемов поставок. Экспортеры и производители СПГ будут получать прибыль, а отдельные домохозяйства – огромные счета за газ. (Нефть России/Химия Украины и мира)