Казахстанский рынок аромабизнеса находится в зачаточном состоянии – на нем присутствует несколько игроков, а объем оценивается в $1 млн. Дело в том, что в Казахстане аромамаркетинг пока не является популярным инструментом продвижения продукции и сервиса компаний, хотя давно используется западными фирмами.
Плюсы аромамаркетинга, по словам участников рынка, очевидны. Самое главное, он не является затратным. Так, для обеспечения фешен-бутика размером в 100 кв. м ароматом необходимо использовать 1 л аромажидкости, которого хватит на 3-5 месяцев. При этом ежемесячная плата за приятный аромат равняется 45 тыс. тенге, что составит не более 2% от расходов на коммунальные услуги и прочие затраты. Зато объем продаж, уверяют предприниматели, может увеличиться до 30%.
Одним из крупных игроков на казахстанском аромарынке является Aromaco, созданная в 2007 г. Олжасом Исановым, который до этого занимался бизнесом по предоставлению профессиональных систем очистки воздуха. Перейти в сферу аромабизнеса его надоумил поступивший заказ от ХОЗУ президента РК на устранение неприятного запаха в столовой. Поскольку ниша аромамаркетинга тогда была никем не занята, Олжас задумался над тем, чтобы начать предоставлять данные услуги в Казахстане. Дело было новое, поэтому в первые несколько лет Aromaco сотрудничала с английскими, французскими и американскими компаниями, однако качество предлагаемых ими технологий и продуктов не устраивало ни клиентов, ни бизнесмена. “Нам постоянно приходилось устранять проблемы с установленным оборудованием, менять аромажидкости, регулировать интенсивность и т. д., поскольку поступало много жалоб от потребителей. Мы даже подумывали о закрытии компании”, – признается Исанов. Но им повезло – в этот момент Aromaco вышла на ведущего мирового производителя ароматехнологий Scent Air (ее доля на глобальном рынке 85%). Переговоры велись долго, в результате в 2010 г. казахстанская компания стал официальным дистрибутором Scent Air. “До заключения соглашения мы предоставляли услуги некоторым крупным предприятиям и госучреждениям, однако с началом совместной работы с Scent Air наш клиентский портфель увеличился в разы”, – говорит собеседник.
Сотрудничество с Aromaco стало выгодным и крупнейшему поставщику ароматов, поскольку это позволило ему выйти на рынок стран СНГ – сначала в Казахстан, а через год и в Россию.
Условия, на которых Scent Air готова была сотрудничать, оказались комфортными для Aromaco. Они включали первый закуп ароматехнологий и продукции на $200 тыс. (для сравнения: россияне первый закуп сделали на $1 млн.) и дальнейший ежемесячный закуп на $250 тыс. Кроме того, Scent Air предложила бесплатно заменить все оборудование, установленное у клиентов, на новое.
По словам Исанова, преимущества Scent Air состоят в том, что она использует передовые технологии диффузии запаха, создавая сухой ароматизированный воздух и расщепляя аромажидкость в наночастицы размером меньше капли в 4,5 млн. раз. Управляется данная технология (интенсивность, частота и объем подачи аромата) с помощью компьютера через wi-fi. При этом расход аромажидкости составляет 2 мл/ч на помещение размером 10 тыс. кв. м. Всего в копилке Aromaco 3600 ароматов для запросов любой индустрии.
Что касается бизнес-показателей, то рентабельной компания стала в первый год работы с Scent Air. Оборот по итогам 2013 г. составил более $250 тыс., выручка – $100-150 тыс., доля рынка – 80%. В среднем ежемесячно Aromaco заказывает 250-400 кг аромажидкостей, а также периодически покупает оборудование. В неделю обрабатывается до 5 заказов, а количество установленного оборудования на сегодняшний день составляет 150 единиц. В компании работают 18 человек, имеются офисы в Алматы и Астане.
Как заявляет Олжас, теперь остальным игрокам конкурировать с Aromaco нелегко, поскольку все ключевые клиенты уже сотрудничают с ней. Клиентская база насчитывает более 100 крупных компаний, включая отели Ritz-Carlton, Marriott, HolidayInn, ТРЦ Mega, Esentaimall, Dostyk Plaza, “Алмалы” и другие, сеть магазинов Inditex, а также рестораны, автодилеров, фешен-бутики и др. Нарабатывалась она, по словам предпринимателя, “с помощью личных контактов”, а также с использованием стандартных маркетинговых инструментов: direct-письма руководителям, личные встречи.
Aromaco все еще испытывает сложности, связанные с внедрением и продвижением аромамаркетинга на местном рынке. “Некоторые бизнесмены скептически относятся к аромамаркетингу, другие считают, что это неправильно в этическом плане – оказывать скрытое влияние на потребителей. Тем не менее, количество клиентов становится больше с каждым днем”, – рассказывает Исанов. По его словам, компания не создает ароматы самостоятельно, поскольку это специфичная и трудная работа, требующая наличия кадров, знаний и опыта в индустрии. В Scent Air к процессу разработки ароматов подключаются ведущие мировые парфюмерные дома, такие как Givaudan и Mane. Над созданием аромата работает команда профессиональных парфюмеров из 30 человек, представляющих США, Японию и Европу. При разработке они учитывают многие факторы – концепцию заведения, ожидание потребителей, цели, стоящие перед маркетологами, то есть подходят не только с эстетической точки зрения, но и с позиции инструмента, который повысит эффективность бизнеса клиентов.
В планах Aromaco – создание специальных ароматов для EXPO-2017 в Астане. “Сейчас мы активно работаем над подбором тематических запахов. Например, совместно с американскими партнерами хотим создать ароматы Центрального, Южного, Северного и Западного Казахстана, учитывая особенности природного фона, флоры, фауны и т. д.”, – делится планами Олжас. Кроме того, в ближайшие несколько лет планируется внедрить новшества аромабизнеса, которые сейчас популярны на Западе, такие как аромареклама и аромабрэндинг, позволяющий придать брэнду собственный эксклюзивный аромат. (Forbes.kz/Химия Украины и мира)