В ближайшие 4-5 лет предложение на рынке СПГ увеличится на треть или более. А за счет появляющегося избытка сжиженного газа Европа получит к 2020 г. дополнительные несколько десятков (оценочно – до 50) млрд. куб. м природного газа на свой рынок. Откуда возьмется этот газ с учетом того, что все новые производства (США, Австралия, “Ямал СПГ”) ориентированы преимущественно на азиатский рынок? Ответов на этот вопрос может быть два.
Вариант первый: новый разворот катарского СПГ
Катар – самый крупный производитель СПГ в мире (77 млн. т, или свыше 100 млрд. куб. м), в настоящее время он ушел с первых полос сводок рынков сжиженного газа. Это связано с тем, что основной интерес сейчас прикован к новым проектам, которые увеличат предложение на рынке. А в Катаре расширение производств пока не планируется.
Значительные объемы катарского СПГ, которые предназначались изначально для США (но оказались не нужны после начала сланцевой добычи), эмират успешно пристраивал на рынке вне системы долгосрочных контрактов. А после аварии на АЭС “Фукусима”, когда из-за дефицита газа спотовые цены взлетели вверх, еще и зарабатывал на этом дополнительную премию. Одновременно в начале текущего десятилетия появились опасения, что дефицит газа через несколько лет (то есть к настоящему времени) исчезнет, а спотовые цены упадут. Поэтому наблюдатели ожидали, что Катар начнет оперативно связывать свои свободные объемы в долгосрочные контракты с нефтяной привязкой на азиатском рынке. Однако таких контрактов за последние годы появилось не так много, а спотовая составляющая в структуре катарского предложения осталась высокой.
На ближайшие годы за рамками долгосрочных контрактов остается около 20% катарского газа. Но на самом деле гибких объемов будет больше. Так как катарский газ оказывается самым дорогим в Азии, то покупатели будут выбирать газ по своим обязательствам до минимально возможного уровня (то есть в объеме долгосрочного контракта находится и СПГ, который не будет куплен данным импортером). С другой стороны, в европейских долгосрочных контрактах с Катаром (в тех из них, где цена привязана к спотовому рынку) предусмотрена возможность поставщика перенаправить часть газа на другие рынки, если его не устроит европейская цена. Для иллюстрации рассмотренных выше тезисов приведем цены в Азии – спот $7-8/млн. БТЕ, а долгосрочный контракт на катарский газ (для Китая) – $13/млн. БТЕ (и КНР резко сократила импорт СПГ из Катара). И самые дорогие из поставок СПГ в Китай.
Так или иначе, Катар лишь частично решил задачу по связыванию свободных объемов на азиатский рынок. Причины половинчатой реализации этой идеи следующие. Катар всегда настаивал на высокой цене газа (даже в системе с нефтяной привязкой коэффициент, связывающий цену СПГ с ценами на нефть, может быть разный, Катар хотел бы получить максимальную цифру в 0,145). Азиатские импортеры последнее время выжидают. После истории с американским СПГ у них появилось настойчивое желание ввести в формулу цены хотя бы частичную привязку к ценам американского Henry Hub. И уж точно не контрактоваться по предельно высоким коэффициентам к нефти. Это противоречие не позволило Катару максимально расширить портфель азиатских долгосрочных контрактов. Еще один фактор. Мы не знаем, в какой степени европейские и американские компании, являющиеся совладельцами катарских СПГ-заводов, участвуют в принятии решений. Но можно было бы предположить, что у них остается интерес сохранить гибкие объемы, чтобы в случае крайней необходимости их можно было бы переправить в Европу. Сейчас же цены на спотовом рынке Азии и Европы сравнялись, поэтому Катар может начать переводить часть газа в ЕС, увеличивая тем самым европейское предложение СПГ.
Следует отметить один важный момент. Транспортные расходы Катара при поставках на азиатский и европейский рынки примерно одинаковы, что позволяет ему разворачивать суда в том или ином направлении только на основании ценовой разницы. Но главное, что даже во время дефицита газа на азиатском рынке, Доха поставляла небольшие количества “гибкого” газа и в Европу. И хотя прибыли на европейском рынке были меньше, это позволило удерживать высокую спотовую цену в АТР. Таким образом, Катар был и регулятором рынка, и снимал основные сливки с аномально высоких азиатских цен, которые наблюдались последние годы. И сейчас, переводя газ в Европу, Катар сможет поддержать азиатские спотовые цены, одновременно снизив европейские. Но интерес Катара в таком подходе уже не так велик как раньше. Ведь число выгодоприобретателей от повышения спотовых цен в АТР выросло.
Вариант второй: обменные операции между газом из США и Австралии
Второй вариант связан с австралийским и американским СПГ. Хотя топливо нацелено на АТР, в этих объемах существует доля “гибкого” газа. Источники этих гибких объемов в новом предложении СПГ разные. Это может быть газ, покупаемый трейдерами, перепродажа “лишнего” газа его импортерами (тот же Китай понял, что наконтрактовал слишком много австралийского СПГ), оставленная для спотового рынка доля в СПГ-производстве, невыбранная покупателем часть СПГ по долгосрочному контракту. Все эти объемы теоретически могут быть перенаправлены в Европу.
Но остается необходимым решить вопросы логистики. Если Катару это сделать просто, учитывая равные транспортные плечи, то “лишнему” в Азии австралийскому СПГ на дорогу до Европы придется потратиться. Тут на помощь приходят поставки американского СПГ, которому путь до Европы в 3 раза короче, чем до Азии, но который ориентирован на азиатский рынок. Решение очевидно. Тот “лишний” австралийский газ, который мог бы попасть в Европу, останется в АТР, обеспечивая контракты азиатских импортеров с американскими экспортерами. В обмен – высвободившиеся объемы американского газа пойдут в Европу в счет австралийского СПГ, который оказался лишним в Азии. Эта схема, быть может, даже в большей степени важна и для азиатских импортеров газа из США, так как позволяет сэкономить на доставке в Азию. “В обмен” владельцы американского СПГ смогут предложить Европе чуть больше газа из своих запасов по ценам “спотового” рынка.
Такова идеальная схема. Разумеется, обменные (своповые) операции на рынке СПГ – явление не новое. И даже сейчас, если они бы применялись в полной мере, это позволило бы сократить расходы на транспорт не менее чем на 30%. Проблема в том, что участники рынка не всегда могут или хотят договориться между собой. В результате газовозы по-прежнему перевозят товар далеко не самым рациональным способом. Тем не менее, американский СПГ для Японии будет поставляться именно через такие варианты, о чем в явном виде заявил в недавнем интервью глава Jera, совместного предприятия японских импортеров TEPCO и Chubu Electric. Выгоды здесь слишком велики. И предварительная схема выглядит еще проще, без взаимозачета между владельцами СПГ: покупка газа в Азии на спотовом рынке ($7-8/млн. БТЕ) с одновременной продажей СПГ из США в Европе (за те же $7). В активе – экономия на доставке. Ведь если оставить в стороне вопросы оптимизации поставок, трейдеру оказывается выгоднее доставлять газ из США в АТР, а не ЕС, если разница в цене между рынками достигает $2/млн. БТЕ. А еще остаются динамично развивающиеся СПГ-рынки Латинской Америки. Куда, казалось бы, самое место прийти американскому СПГ. Тут тоже появляется дополнительный простор для обменных операций.
Параллели с нефтяным рынком: сходства и различия
Так или иначе, в ближайшие годы Катар в процессе перераспределения газа в Европу оказывается лишним. Скорее, новым участникам рынка даже предпочтительней, чтобы катарский СПГ оставался в Азии и не мешал “сливать” СПГ из США в Европу. Более того, в дальнейшем (когда весь СПГ, производимый в Азии, найдет покупателя на азиатском же рынке, а объемы американского газа увеличатся), чтобы сэкономить на доставке из США, импортерам СПГ придется договариваться именно с Катаром, чтобы он уводил максимальные объемы газа в Азию. С другой стороны, к тому времени расширение Панамского канала приведет сокращению времени транспортировки СПГ из США в Азию в 1,5 раза. Из вышесказанного ясно, что рынок СПГ становится глобальным (что не отменяет формальную привязку тех или иных контрактов к конкретным рынкам и странам), а схемы становятся все более запутанными.
Дополнительным фактором гибкости рынка СПГ является растущий объем газа, продающегося за рамками долгосрочных контрактов. Доля спотовых и краткосрочных (длительностью менее 4 лет) контрактов по итогам предыдущего года вновь увеличилась: до 29% от всего рынка (70 млн. т).
В контексте глобализации рынки СПГ иногда сравнивают с нефтяными рынками. Но полной аналогии быть не может. С одной стороны, транспортировка нефти по-прежнему оказывается менее затратной, чем транспортировка СПГ. В случае нефти прогнать супертанкер через полмира – не проблема, в случае газа – заметная прибавка к конечной цене. Поэтому глобальный рынок формируется через обменные операции. С другой стороны, поставки нефти часто оказываются привязанными к конкретным НПЗ, “заточенным” на тот определенный сорт нефти.
В этом контексте с СПГ – проще. Различия между СПГ из разных источников существуют и в основном связаны с физическими характеристиками и теплотворной способностью топлива. Это обусловлено составом сжижаемого газа, где помимо метана есть примеси азота (снижает теплотворную способность) или этана (увеличивает). Тем не менее, эти различия не так критичны для импортера, а последующими добавками азота/этана можно довести регазифицируемый газ до требуемой теплоты сгорания.
До сих пор Катару удавалось успешно извлекать выгоду из своего уникального географического положения и специфично организованного портфеля контрактов. И выстраивать стратегию, направленную на максимизацию своих прибылей. Тем интересней будет следить за реакцией эмирата на новые вызовы. Все эти рассуждения подразумевают, что нефть в среднесрочной перспективе будет стоить не менее $70/барр. При сверхдешевой нефти Европе окажется проще нарастить поставки подешевевшего трубопроводного газа из России, что дополнительно запутает ситуацию на рынке СПГ. (Нефть России/Химия Украины и мира)