В 2016 г. два остающихся в строю украинских НПЗ – “Укртатнафта” (Кременчуг) и Шебелинский ГПЗ (принадлежит госкомпании “Укргаздобыча”) – догнали зарубежных коллег по качеству топлива. Кременчугский завод полностью перешел на выпуск дизтоплива по стандарту Евро-5, а “Шебелинка” в начале сентября выдала первую партию бензина А-95 аналогичного качества. При этом основной проблемой остаются низкие объемы выпуска продукции, что в первую очередь упирается в необходимость миллиардных вложений в модернизацию производства и наращивания внутренней добычи.
В 2015 г. два работающих завода переработали 2,48 млн. т нефти, из которой получилось 17% рынка бензинов и ДТ. Остальное – импорт.
“Несмотря на крах нефтеперерабатывающей отрасли, оставшиеся в строю заводы в Кременчуге и Шебелинке обладают хорошим потенциалом по наращиванию производства. Если в 2015 г. они суммарно выпустили 1,6 млн. т светлых нефтепродуктов, то при вполне реалистичных сценариях модернизации и загрузки могут выйти на выпуск 6 млн. т бензина и дизельного топлива. Это более 80% от ожидаемого в 2016 г. потребления этих топлив. Таким образом, шансы на ренессанс отрасли еще есть”, – считают эксперты.
По их мнению, основной потенциал – наращивание производства в 3-4 раза – скрывает “Укртатнафта”, для которой перспектива развития блокирована вялотекущим корпоративным конфликтом, специфическим мировоззрением мажоритарного акционера и общим инвестиционным климатом в стране. Проект модернизации такого крупного производства требует до $1 млрд. инвестиций. “Укргаздобыча” обладает более скромными мощностями, однако технически есть возможность для увеличения производства топлива вдвое – до 550 тыс. т/год. Основной проблемой является падающая добыча газоконденсата как основного и наиболее ликвидного сырья для “Шебелинки”, заключают эксперты. (Укррудпром/Химия Украины и мира)