По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, в январе-марте 2017 года аптеки реализовали 4,1 млн. упаковок зубной пасты (для взрослых и детей) на 576,9 млн. руб. (в ценах закупки аптек). В сравнении с 2016 г. объем продаж зубных паст увеличился на 13,9% в стоимостном выражении и на 5,3% в натуральном. При этом было отмечено увеличение средневзвешенной стоимости одной упаковки зубной пасты на 8,2%, в результате чего она составила 141 руб.
Рынок зубных паст практически поровну поделен между брэндами российского и зарубежного производства, однако продажи российских брэндов чуть выше: 51,6% в стоимостном и 55,7% в натуральном выражении. При этом за 3 месяца 2017 г. был отмечен рост доли российских средств для ухода за полостью рта как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Это произошло благодаря активному наращиванию продаж российскими компаниями в по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (+21,4% в рублях и 19,4% в упаковках).
“Показатели приростов объемов продаж импортных средств более скромные: +7% в стоимостном выражении. В натуральном выражении был отмечен уменьшение на 8,3%. Одна упаковка отечественной зубной пасты стоила в ценах закупки аптек около 130 руб., импортное средство на 18,2% дороже – 154 руб., – отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. – При этом рынок зубных паст очень высоко концентрирован. На ТОР-10 фирм-производителей приходится 93,4% российского рынка зубных паст в стоимостном выражении и 88,6% в упаковках”.
В рейтинге за год произошли небольшие изменения: Colgate Palmolive из-за падения продаж на 26,2% опустилась на 2 позиции вниз, чем воспользовались фирмы-производители Betafarma и “Вертекс” для улучшения своих позиций благодаря наращиванию объема реализации в рублях на 8,7% и 29,5% соответственно. “Концерн Калина” также увеличил объем реализации, обеспечив себе 9 место в рейтинге 2017 г. против 10 по итогам первых 3 месяцев 2016 г. “Новичком” ТОП-10 стала корпорация “Фармасофт” (+78,5% к объемам продаж в рублях по сравнению с 3 месяцами 2016 г.). Покинула рейтинг фирма Procter & Gamble.
В ТОП-10 по итогам трех месяцев 2017 г. почти все брэнды увеличили объемы продаж в рублях. Максимальный рост принадлежит брэндам “Лесной Бальзам” (+55,6%), “Асепта” (+29,5%) и ROCS (+23,5%). Падение показал единственный брэнд Colgate (-26,2%). Рейтинг покинул брэнд “Аквафреш”. С четвертой на третью позицию поднялся брэнд “Сенсодин”, потеснив Splat. Брэнд Colgate из-за снижения объема реализация уступил свои позиции, дав возможность брэндам “Президент” и “Асепта” подняться на одну строчку вверх. «Лесной бальзам» смог войти в рейтинг, благодаря наращиванию реализации на 55,6%.
В рейтинге по натуральным объемам реализации также произошли существенные изменения. На две позиции вниз опустился брэнд Colgate (-38,6%), что позволило “Пародонтакс” (+3,4%) и “Лесной Бальзам” (+23,1%) подняться на 5 и 6 строчки соответственно. Брэнд “Мое Солнышко” занял 8 позицию за счет прироста в стоимостном выражении на 388,9%, хотя в рейтинг по стоимостным объемам продаж брэнд не смог войти из-за своей незначительной стоимости: 12 руб. в ценах закупки аптек.
38% от общего количества средств для ухода за полостью рта, реализация которых осуществляется через аптеки на территории РФ, приходится на зубные пасты. 23% натуральных продаж аптек составляют средства по уходу за зубными протезами (пасты, кремы, гели и другие специальные средства), 12% составили зубные щетки (в том числе электрические). (INFOLine/Advis/Химия Украины и мира)