Розничные цены на бытовую химию в Израиле на десятки процентов выше, чем розничные цены на аналогичные товары за рубежом. Эту ситуацию Министерство экономики Израиля потребовало объяснить трех крупнейших импортеров моющих средств, косметики и бытовой химии.
В пресс-релизе министерства отмечается, что речь идет об импортерах, обладающих эксклюзивным правом на ввоз и продажу в Израиле товаров таких популярных марок, как линия средств для стирки белья “Ариэль”, подгузники “Памперс”, различные виды мыла и средств по уходу за собой “Палмолив”, средства для мытья посуды “Фейри” и сотни других товаров. В официальном коммюнике министерства названия фирм-импортеров не упоминаются. Однако говорится, что импортеры должны объяснить, как формируются цены, после чего они будут приглашены на слушания.
Министерство экономики провело тщательное изучение рынка моющих средств и товаров личной гигиены в Израиле и других странах. В рамках исследования, проведенного компанией “Нильсен”, были изучены среднегодовые цены (за 2016 г.) на различные виды товаров в 12 странах помимо Израиля. Для получения пригодных для сравнения данных цены были скорректированы – исключен НДС, учтены правила установления цен в Израиле и отношение уровня цен к ВВП на душу населения.
По данным издания “Калькалист”, сравнивались цены ведущих торговых сетей в участвовавших в исследовании странах на товары таких марок, как “Леди Спид Стик”, “Дав”, “Хэд Энд Шолдерс”, “Пантен”, “Жилетт”, “Рексона”, “Колгейт”, “Палмолив” и другие. Результаты оказались крайне неприятными для израильского потребителя: в Израиле цены были выше на десятки процентов. Выводы исследования были представлены Министерством экономики руководству фирм-импортеров с требованием объяснить причину таких различий.
В апреле 2016 г. Министерство финансов опубликовало результаты исследования, в соответствии с которыми из-за низкой конкуренции на рынке моющих средств и товаров личной гигиены резко выросли доходы как производителей, так и импортеров этих товаров, и в период с 2013 г. по 2014 г. доходы превысили двадцатилетние рекорды. За названный период доходы четырех крупнейших игроков на рынке выросли с 175 млн. шекелей в 2012 г. до 300 млн. шекелей в 2014 г., что говорит о росте на 71%. Объем рынка средств личной гигиены в Израиле составляет 8,6 млрд. шекелей в год, причем 25% рынка удерживают 4 крупнейших игрока: “Сано”, “Дипломат”, “Юнивелер” и “Шестовиц”.
Из-за аппетитов поставщиков все больше израильских граждан склоняется к приобретению средств по уходу и гигиене за рубежом, привозя их из заграничных поездок и заказывая на зарубежных сайтах. Таким образом, государство теряет доходы от налогообложения товаров. Поскольку речь не идет о местных производителях, Министерство экономики готово пойти на жесткие меры для наведения порядка на рынке. Министерство экономики намерено предпринять ряд шагов, которые должны ограничить влияние крупнейших импортеров на рынке, повысить конкуренцию и добиться снижения цен для конечных потребителей. В частности, речь идет об облегчении условий для личного и параллельного импорта и повышении информированности потребителей.
Рынок с эксклюзивными поставщиками характерен исключительно для Израиля: географическая отдаленность государства от стран-производителей дает крупным импортерам возможность заключать эксклюзивные контракты с поставщиками и диктовать цены торговым сетям. Министр экономики Эли Коэн, комментируя сложившуюся ситуацию, заявил: “Импортеры используют свои исключительные права в качестве представителей международных марок и завышают цены на товары. Мы выявим недочеты на рынке и исправим их. Мы не позволим, чтобы на израильских потребителях наживались”. (Ruhim/Химия Украины и мира)