Фармацевтический завод “Дарница” народного депутата от БПП Глеба Загория увеличивает отставание от конкурентов. Так, в 2016 г. чистый доход предприятия вырос на 24% в сравнении с 2015 г., превысив 2 млрд. грн. При этом чистая прибыль предприятия снизилась с 383,7 млн. грн. в 2015 г. до 341,1 млн. грн. в 2016 г.
Похоже, что такая негативная тенденция только набирает обороты. По итогам первого квартала 2017 г. чистая прибыль “Дарницы” составила 81,8 млн. грн. в сравнении с 88,9 млн. грн. за аналогичный период предыдущего года. Хотя ранее предприятие анонсировало невиданный прорыв, заявляя о том, что на конец 2015 г. оно располагало около 50 продуктов на стадии разработки и регистрации. “Среди них есть как уже существующие на рынке, так и принципиально новые уникальные комбинации”, – указывали в “Дарнице”.
При этом объективных факторов для подобных провалов у отечественных фармацевтов сейчас нет. Наоборот, по данным исследования “PharmXplorer”/”Фармстандарт” компании Proxima Research, отечественный фармацевтический рынок сейчас находится на подъеме. Так, по итогам апреля 2017 г. он вырос в сегменте лекарственных средств, в котором, собственно, и работает “Дарница”, на 13,2% в натуральном выражении (до 90,8 млн. упаковок) и на 24,5% в деньгах (до 4,8 млрд. грн.). За прошлый год рынок прирос на 6% в натуральном выражении (до 1,1 млрд. упаковок) и на 20% в деньгах (до порядка 60 млрд. грн.). Доля отечественных производителей при этом составила рекордные 73% в упаковках (в 2013 г. – 64%). А в деньгах отечественные фармацевты контролируют 62% рынка.
Очевидно, что этими “тепличными условиями” сумели воспользоваться более расторопные конкуренты “Дарницы”. Так, завод “Фармак” нарастил чистый доход более чем на 40% – с 3,6 млрд. грн. в 2015 г. до 5,1 млрд. грн. в 2016 г. Чистая прибыль предприятия Фили Жебривской (генеральный директор ОАО “Фармак”) за это время увеличилась с 405,4 млн. до 677,2 млн. грн. Даже Борщаговский химико-фармацевтический завод, контроль над которым уже несколько лет пытается получить “Дарница”, атакуя конкурента в судах, нарастил по итогам прошлого года чистую прибыль вдвое – с 57 млн. грн. до 110,5 млн. На выходе “Дарница” пока неспособна не только приблизиться к “Фармаку”, опережающему завод Загория более чем в два с половиной раза по объемам продаж, но и к корпорации “Артериум”, обложенной со всех сторон кредиторами Константина Жеваго. По объему продаж она опережает “Дарницу” более чем на 30%.
Для “Дарницы” все могло быть еще хуже, если бы не обесценивание национальной валюты. Из-за него импортные лекарства в Украине резко подорожали, что отразилось на результатах их реализации. В итоге немецкая Berlin-Chemie, которая в 2015 г. занимала вторую строку в рейтинге по объемам аптечных продаж, в 2016 г. переместилась на пятое место. А израильская Teva тогда опустилась с третьего места на четвертое. Впрочем, не факт, что “Дарница” сохранит за собой даже нынешнюю третью строчку в табели о рангах участников украинского фармрынка.
По данным директора компании Research Сергея Ищенко, в 2016 г. из-за пусть небольшого, но все же роста доходов наших граждан, перераспределение рынка в пользу дешевых лекарств приостановилось. Соответственно, отечественные фармацевты столкнулись с усилением конкуренции. В апреле 2017 г. тот же Berlin-Chemie сумел продвинуться с прошлогоднего пятого места в рейтинге самых крупных продавцов лекарств на четвертое. И, скорее всего, на этом немцы вряд ли остановятся – к концу года они могут выбить “Дарницу” из топ-3. “Дарница” едет на старом авторитете и славе традиционных препаратов. С такими стартовыми данными, как у нее, компания спокойно могла бы претендовать на первое место в списке рыночных лидеров. Но этого не происходит”, – говорит глава международного благотворительного фонда “Здоровье украинского народа” Сергей Сошинский.
Скорее всего, рассчитывать на прорыв “Дарнице” не приходится и в этом году – удивлять рынок, похоже, ей попросту нечем. Не исключено, что развивать бизнес по интенсивному сценарию не получается, поэтому Загорий предпочел экстенсивный путь, намереваясь взять под контроль как можно больше производственных площадок. Собственно для этого, он, как считается, и пытается поглотить Борщаговский ХФЗ. Последний пока не впечатляет особыми успехами – его доля на отечественном фармрынке не дотягивает даже до 2%, но радует динамика. В 2016 г. прибыль выросла вдвое, а на этот год запланирован рост еще на 50%. Другое дело, даже если Загорию удастся “подмять под себя” БХФЗ, похоже, что ему все равно будет сложно угнаться за конкурентами, в частности, “Фармаком” и “Артериумом”. (РБК-Украина/Химия Украины и мира)