В 2016 г. количество АЗС в Канаде продолжило рост на фоне повышения маржи до около 6-7%, следует из анализа, опубликованного консалтинговой компанией Kent Group. На протяжении 20 лет маржа продаж бензина в Канаде составляла 4-6 канадских центов за литр (0,76-1,14 грн. по текущему курсу), что привело к закрытию 20% АЗС только за последние 10 лет. Однако в течение последних 2 лет тренд удалось переломить.
В 2016 г. число АЗС в Канаде увеличилось на 15 станций, говорится в исследовании консалтинговой компании Kent Group. Общее количество АЗС в стране достигло 11931 единицы, или 3,3 станции на каждые 10 тыс. человек. Рынок продемонстрировал рост второй год подряд. В 2015 г. розничный рынок увеличился на 100 АЗС впервые после 10 лет падения, в результате которого число заправок в Канаде сократилось на 20%.
Увеличение количества АЗС в первую очередь связано с ростом маржи топливных операторов. Вице-президент по консалтингу компании Kent Джейсон Парент отметил, что за последние два года средняя маржа на бензин выросла с 20-летней нормы в размере 4-6 канадских центов/л (0,76-1,14 грн. по текущему курсу) до 8-9 центов/л (1,52-1,71 грн.), принося владельцам АЗС больше прибыли. Украинские операторы могут только посочувствовать своим канадским коллегам, работающим с такой небольшой прибыльностью. В мае литр бензина в Канаде стоил 1,23-1,25 канадских доллара за литр, то есть наценка сейчас составляет около 6,5% розничной стоимости, раньше же она была намного меньше, учитывая, что цены на нефть и бензин были выше. В Украине работать с прибыльностью менее 10%, наверное, даже как-то неприлично.
Конкуренция. Причина низкой маржи в Канаде – конкуренция. В стране работают 7 ВИНК, владеющих НПЗ и сетями АЗС, однако их доля на розничном рынке неуклонно падает. В 2016 г. они управляли суммарно 14% всех заправок страны, тогда как в 2004 г. их доля составляла 32%. Остальные 86% АЗС принадлежат независимым операторам и супермаркетам. Последние оказывают сильное влияние на рынок с точки зрения конкуренции, несмотря на небольшое количество станций в их управлении. В 2016 г. прирост сетей супермаркетов замедлился, отмечается в исследовании Kent Group, но они продолжают задавать ценовую политику на рынке.
В условиях жесткой конкуренции нефтепереработчики не очень-то заинтересованы в розничных продажах топлива. В 2016 г. компания Imperial Oil, вторая по размерам ВИНК в Канаде, продала 500 своих АЗС под брэндом Esso 5 разным операторам за $2,8 млрд. Chevron Canada недавно согласилась продать 129 станций в Ванкувере и НПЗ в Британской Колумбии за $1,5 млрд. компании Parkland Fuel из штата Альберта.
В Британии, например, прокачки на АЗС супермаркетов намного выше, чем у независимых операторов и нефтяных компаний. Это говорит о том, что они перетягивают на себя значительное количество клиентов, после чего начинается снижение топливных цен на всем рынке. Выход на топливный рынок супермаркетов приводил к существенному снижению маржи практически во всех странах, где это происходило. В Польше супермаркеты уже начали заниматься продажами нефтепродуктов, но их доля пока слишком мала, чтобы переформатировать весь рынок.
Парад брэндов. В Канаде продается великое множество марок бензина. Согласно исследованию, на розничном рынке страны работают 69 топливных операторов, управляющих сетью из двух и более АЗС. Из них 59 компаний (владеющие 63% АЗС в стране) продают хотя бы некоторую часть топлива под собственным брэндом. Вот это действительно разнообразие марок, не свойственное многим рынкам. В Kent Group сообщили, что им удалось задокументировать 96 брэндов топлива, хотя почти все оно поступает с 14 канадских НПЗ, принадлежащих 9 компаниям.
В исследовании Kent также отмечается, что все чаще брэнд АЗС не указывает на владельца или оператора станции. Почти половина операторов АЗС в Канаде имеют в своей сети станции под брэндами, которыми они не владеют. 27% заправок в Канаде работают под узнаваемыми вывесками вроде Shell или Esso, а по факту принадлежат частным предпринимателям. В 2015 г. количество таких АЗС на рынке составляло 21%. Нефтяные компании, владеющие правами на брэнд, обычно поставляют на заправки топливо и берут плату за использование брэнда. Для частных владельцев АЗС такое соглашение дает возможность интегрировать свою станцию в сеть крупной компании и использовать ее программу лояльности. (nefterynok.info/Химия Украины и мира)