За процессом интеграции компании “Верофарм” в глобальную структуру Abbott с интересом наблюдал весь рынок. Инвестиции, которые получил российский производитель благодаря сделке, позволили модернизировать производственные площадки, находившиеся в стадии заморозки, и вывести предприятия на полную мощность. Уже сейчас, подводя итоги трехлетнего сотрудничества, руководство компании “Верофарм” заявляет о значительных успехах по расширению продуктового портфеля и о готовности компании к выходу на международные рынки.
О том, что изменилось в операционных процессах компании и какие продукты были выведены в 2017 г. на российский рынок, рассказала генеральный директор компании “Верофарм” (группа Abbott) Елена Бушберг.
– 2016 г. стал переломным моментом для компании “Верофарм” – был осуществлен пуск сразу двух производственных площадок. В какой стадии развития они сейчас?
– Пожалуй, вначале стоит вспомнить 2014 г., когда компания стала частью Abbott, чей фармацевтический бизнес сконцентрирован на быстроразвивающихся рынках. Три завода Abbott расположены в России – в Белгороде, Воронежской и Владимирской областях. Мы, безусловно, гордимся тем, что появилась возможность закончить модернизацию производственных площадок, которые в настоящий момент полностью соответствуют международным стандартам. Завод в Вольгинском – это новый производственный корпус, который мы открыли в прошлом году. Сегодня мощность завода составляет 40 млн. флаконов для токсической продукции и 40 млн. флаконов для нетоксической. Ассортимент широк: здесь производится порядка 50 наименований ЛС, и все они относятся к социально значимым препаратам для лечения онкологических заболеваний. Модернизация завода в Белгороде позволила удвоить мощности производства. Мы – участники пилотного проекта по маркировке и в октябре выпустили первую пилотную серию продукта в соответствии с требованиями регуляторов. Поэтому, если говорить о мощностях наших площадок, то настало время заявить: они способны покрыть не только потребности России, мы готовы развивать экспортное направление.
– Насколько портфель компании отвечает запросам российского здравоохранения?
– Компания играет активную роль в поддержании развития системы здравоохранения. Сегодня “Верофарм” производит более 300 наименований ЛС и медицинских изделий. Подавляющее большинство из них включены в список ЖНВЛП. Продуктовый портфель постоянно пополняется. Вслед за изменениями потребностей пациентов и системы здравоохранения меняемся и мы, расширяя линейку продуктов. В основе лежит желание и возможность сделать жизнь людей лучше, обеспечить им доступ к современным медикаментам. Сегодня наша продукция поставляется как в госпитальный сегмент, так и в аптечные учреждения.
– Завершен ли процесс интеграции компании “Верофарм” в глобальную структуру Abbott? Какие преимущества получил российский производитель?
– Мы получили доступ к лучшим практикам, которыми владеет Abbott. Конечно, наша компания основывается на принципах локального развития, но очень многое из глобальной бизнес-практики мы применяем в локальных операционных процессах. В 2016-2017 гг. много внимания уделялось построению прозрачных бизнес-процессов, которые были полностью гармонизированы с системой управления Abbott. Внедрение управленческих программ позволило сделать процессы более понятными, прозрачными, информацию доступной. На производстве также внедряется программа, которая позволяет усовершенствовать операционные процессы именно на площадках. Она позволяет на ежедневной основе мониторить возникающие на предприятии проблемы, показатели, анализировать, что именно в данный момент нуждается в улучшении. Это межфункциональная работа, в которую вовлечены все сотрудники. Инвестиции Abbott дают возможность модернизировать производственные площадки, развивать новые научные разработки, финансировать развитие лабораторий. Безусловно, двигателем этого процесса являются сотрудники, поэтому ресурсы направляем и на программы профессионального развития. Они касаются не только образования и развития лидерских качеств, есть еще дополнительные стажировки на производственных площадках Abbott в разных странах. Это мощный импульс для развития каждого из сотрудников.
– Существуют ли проблемы с привлечением высококвалифицированных кадров в регионы?
– Не открою секрета, если скажу, что любое фармпредприятие испытывает определенные проблемы при поиске сотрудников для своих площадок. Какая причина здесь первоочередная, отсутствие сотрудников или наши растущие требования, сказать сложно. Я считаю, решать эту задачу бизнесу необходимо совместно с научным сообществом. “Верофарм” принимает активное участие в построении профессиональных программ ориентации для студентов. Они позволяют им понять, для чего нужно идти в фармпромышленность. Наша программа “А2B: Академия для бизнеса” стартовала в 2015 г. Мы заключили соглашения с четырьмя ведущими университетами Санкт-Петербурга, Белгорода, Владимира и Иваново. Совместно (через дополнительные семинары) реализуем программу образования студентов. Мы даем знания по практическим вопросам, например по теме процесса стерильного производства или патентной защиты. В результате мы привлекаем лучших студентов, приглашаем их на стажировки, и они с удовольствием приходят к нам работать после окончания учебы в вузе.
– “Верофарм” – признанный лидер в производстве онкопрепаратов. Как развивается это направление?
– Гарантия высокого качества – основа нашей стратегии. Мы осуществляем системный контроль качества на всех этапах производства. “Верофарм”, который обладает 20-летней экспертизой на российском рынке, хорошо понимает специфику и потребности своих пациентов. Сегодня в портфеле порядка 80 наименований ЛС для терапии злокачественных новообразований. Этот широкий ассортимент помогает нам удовлетворить потребности практически любого ЛПУ в препаратах базовой химиотерапии. Второй момент, на котором мы делаем акцент, – доступность препаратов, что очень важно как для системы здравоохранения в целом, так и для каждого конкретного пациента. Делать эти препараты доступными нам помогает современная производственная база. Мы четко понимаем спрос, а значит, обеспечиваем надежность поставок.
– Говоря о расширении портфеля, какие направления в приоритете?
– Ассортиментную политику определяют потребности врачей и пациентов. Мы держим руку на пульсе, внимательно изучая рынок. Я считаю, что активно развивать необходимо те продукты, которые могут оказать большое влияние на позитивные изменения в здравоохранении. В этом году “Верофарм” вывел на рынок пять новых ЛП – это препараты для трансплантологии, дерматологии, неврологии, женского здоровья.
– Какие тенденции, на ваш взгляд, будут преобладать на рынке в следующем году?
– Думаю, в 2018 г. всех будут волновать такие насущные вопросы, как маркировка и ценообразование. Это самые актуальные темы, которые влияют на операционную деятельность каждой компании. В долгосрочной перспективе трансформация рынка, а именно появление программ софинансирования или возмещения, станет одной из самых обсуждаемых тем.
– На решении каких вопросов компания сосредоточится в следующем году?
– С пуском новых производственных линий мы достигли прогресса в онкологии и трансплантологии. В 2018 г. планируем наращивать потенциал данного портфеля, а также наращивать локализацию продукции Abbott. В ближайших планах – развитие экспортного потенциала. Мы гордимся нашим онкологическим портфелем. Полагаю, у него есть будущее не только на территории РФ, но и за пределами страны. На российском рынке “Верофарм” работает более 20 лет. В продуктовом портфеле компании более 300 наименований лекарственных препаратов и медизделий. В 2014 г. компания “Верофарм” вошла в состав компании Abbott, одного из лидеров мировой отрасли здравоохранения. В России расположено три производственных комплекса: завод в поселке Вольгинский Владимирской области – одно из крупнейших и самых современных в стране предприятий по производству онкологических препаратов; завод в Белгороде, на площадках которого производится более 100 лекарственных препаратов для применения в онкологии, гепатологии, неврологии, гастроэнтерологии, а также для женского здоровья; завод в Воронеже, который является самым крупным отечественным производителем лейкопластырей по объемам производства. В сентябре 2017 г. компания подписала соглашение о стратегическом партнерстве по разработке высокотехнологичных субстанций для производства ЛС для лечения онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой системы и ЦНС. (pharmvestnik.ru/Химия Украины и мира)