В ноябре импорт авиатоплива составил 42,1 тыс. т, что является рекордным объемом за последние два года. Отгрузки топлива с Кременчугского НПЗ снизились на 26,6% до 12,2 тыс. т. Об этом сообщили в “Консалтинговой группе А-95”.
За 11 месяцев импорт составил 305,6 тыс. т, что в 2,8 раза (на 195 тыс. т) больше аналогичного периода прошлого года. Поставки на рынок кременчугского авиатоплива за этот период выросли на 11,8% (17,7 тыс. т) до 167,4 тыс. т. Следовательно, баланс рынка вырос в 1,8 раза (на 212,7 тыс. т) до 473,2 тыс. т.
За 11 месяцев доля морских поставок в структуре импорта выросла с 58,1% до 63,9%. Остальной объем был привезен по железной дороге из традиционных источников: Литвы и Беларуси. На первое место среди стран-поставщиков вышла Италия (98,5 тыс. т). Итальянский керосин импортируют “Трейд Коммодити”, “УТН-Групп” и “Вог Трейдинг”. Крупнейшим импортером топлива остается группа “Трейд Коммодити”, которая, по официальным данным, не занимается заправкой гражданской авиации в портах. За 11 месяцев этого года компании из обриты “Трейд Коммодити” импортировали 94,6 тыс. т авиационного топлива, что составляет 31% от общего объема. По сравнению с прошлым годом эти компании увеличили поставки авиатоплива в 6 раз.
Основной объем керосина поступает в порт Николаева. Директор “А-95” Сергей Куюн неоднократно обращал внимание на дисбаланс авиационного керосина, импортированного через порт Николаев. Его импорт был выше, чем последующие отгрузки из порта. В частности, за 3 квартала 2017 г. в Николаевский порт по морю поступило 80 тыс. т авиационного топлива, а вышло из порта по железной дороге всего 33 тыс. т. Как были использованы остальные 47 тыс. т – неизвестно. Более того, из 33 тыс. т, которые все же были вывезены из порта по ж/д, только 19 тыс. т направлено на станции конечных потребителей авиатоплива.
Такой дисбаланс эксперты объясняют возможным смешиванием керосина с ДТ для последующей продажи этого продукта под видом дизтоплива. Такое смешивание делает экономику продажи ДТ лучше из-за семикратной разницы в акцизе.
Баланс рынка авиатоплива в Украине в 2016 г. составил 300 тыс. т, что на 20% больше показателя 2015 г. Объем импорта авиационного топлива вырос на 21% в сравнении с 2015 г. – до 143,3 тыс. т, а внутренние поставки увеличились на 19% до 164,3 тыс. т. (enkorr.com.ua/Химия Украины и мира)